Helpix. Путешествия
Добавить в Избранное
Расскажи о своем телефоне и выиграй наши призы.

 

Нескучная Италия. Питер-Тампере-Бергамо-Венеция-Рим


18/04/2007

Приложения:
  • Карты. Венеция. На Google Earth, На Google Maps
  • Карты. Рим. На Google Earth, На Google Maps
  • Карты. Бергамо. На Google Earth, На Google Maps
  • Карты. Финляндия. На Google Earth, На Google Maps
  • Карты. Авиаперелёты. На Google Earth, На Google Maps
  • Фотографии

    Было весело. За четыре проведённых в Италии дня мы умудрились:
    1) Попасть в забастовку железнодорожников, из-за чего пришлось познакомиться с недорогими гостиницами Венеции.
    2) Расстаться в римском метро с бумажником (восхищаюсь мастерством местных карманников).
    3) По милости римлян же едва не опоздать на самолёт Франкфурт-Тампере (ох, как мы бежали!).

    Венеция очаровала и слегка заморозила дождливой осенней погодой. В Риме - северное лето, скучные достопримечательности, много мусора, мало дворников, дикое количество мотоциклистов и микролитражек, вкусные круассаны и оч-чень громкие машины скорой помощи. Ватикан восхитителен. А в аквапарке Тампере имеется замечательно холодная горка для спуска на ватрушках.

    Впрочем, обо всём по порядку.

    Сборы

    Всё началось с того, что в середине января мы обнаружили, что при помощи бюджетной авиакомпании Ryanair можно очень недорого прокатиться из Тампере (Финлядния) до Италии. Правда, не прямым рейсом, а с пересадкой во Франкфурте (Франкфурт-Хан, если быть точее). После тщательного подбора стыковочных рейсов и поиска дней с невысокими ценами на билеты (да, да... на разные дни билеты стоят по-разному), был составлен следующий план путешествия:

  • 22 февраля, ранним утром. На автомобиле из Санкт-Петербурга в Тампере.
  • 23 февраля, днём. На самолёте из Тампере (через Франкфурт-Хан) в Бергамо.
  • 24 февраля, ранним утром. На местных электричках из Бергамо в Венецию.
  • В ночь с 24 на 25 февраля. На поезде из Венеции в Рим.
  • 28 февраля, ранним утром. На самолёте из Рима (через Франкфурт-Хан) в Тампере.
  • 28 февраля, вечером. На автомобиле из Тампере в Санкт-Петербург.

    Заранее, не выходя из дома:
  • Купили билеты на самолёт (на сайте Ryanair, 120 евро на человека за 4(!) рейса включая все сборы).
  • Купили билеты на поезд Венеция-Рим (на сайте Trenitalia, 56.5 евро на человека).
  • Оплатили отель в Тампере (на сайте отеля Omena, 55 евро за номер на четверых).
  • Забронировали отель в Бергамо (San Giorgio Albergo Hotel, 105 евро за номер на четверых, бронировали по email (требуется сообщить номер банковской карточки), оплачивали на месте наличными).
  • Забронировали отель в Риме (Sandy Hostel, 72 евро/ночь за номер на четверых, бронировали по email (требуется сообщить номер банковской карточки), оплачивали наличными на месте).

    Вещи собирали с расчётом на то, чтобы при авиаперелётах обойтись без сдаваемого багажа. Т.е. не более одного рюкзака в 10 кг человека, размером не более 55 x 40 x 20 сантиметров (максимально допустимый для Ryanair размер салонного багажа; впрочем, не видели чтобы кто-либо проверял его размер или вес). На обратном пути мы оч-чень порадовались что нам не нужно было ждать выгрузку багажа... Но об этом позднее.

    Путешественников набралось четверо: Мы с Таней, Танин бывший коллега по работе Боря и его жена Юля.

    Лирическое отступление. Ryanair - самолётом по Европе

    Летайте самолётам Аэрофлота Рэйнэйра! Действительно, очень понравилось и очень дёшево. 120 евро за 4 полёта включая сборы! Да, если бы был багаж (помимо ручной клади), мы бы за него платили отдельно. Да, если бы мы захотели страховку, мы бы за неё платили отдельно. Да, если бы мы захотели поесть/попить на борту, мы бы за это платили отдельно. Да, если бы мы хотели лететь в некие точно предопределённые даты или пожелали бы купить билеты за неделю до рейса - заплатили бы больше. Да, если бы опоздали на пересадку, это была бы исключительно наша проблема. Но: обо всём этом известно заранее и можно спокойно выбирать, что тебе нравится.

    Все четыре полёта прошли на совершенно одинаковых самолётах - Боинг 737-800. Аккуратненьких, без каких-либо следов что где-то что-то не так. Три полёта прошли строго по расписанию, вылет четвёртого был задержан, но не по вине Ryanair - почти два часа из аэропорта не выпускали вообще ни одного самолёта. Кстати, благодаря этой задержке в аэропорту Рима можно было одновременно наблюдать то ли 6, то ли 7 самолётов Ryanair. Взлетать - не взлетали, а приземляться-то приземлялись исправно.

    Знаменитые кресла Ryanair... Да, это минус. Спинки не откидывающиеся. Больше минусов замечено не было. Всё чётко, быстро и аккуратно.

    Работники/сотрудники безупречно вежливые и внимательные. Как в аэропортах, так и в самолётах.

    Размер и вес салонного багажа, как я уже говорил, у нас ни разу не проверили. Хотя мы, на всякий случай, старательно запихивали свои рюкзаки в примерочные "коробки", стоящие около стоек регистрации.

    Никаких государственных границ при перелётах между Финляндией, Германией и Италией, действительно, замечено не было. При регистрации паспорта смотрят, конечно, сверяют данные. При приземлении не смотрят вообще ничего - никаких контролей (и никаких штампов в паспортах). Соответственно, здорово экономится время. Когда мы опаздывали на пересадку во Франкфурте, от момента, как мы вломились с лётного поля в здание аэропорта, и до момента, как мы оказались у стоек регистрации на другой рейс, прошло минуты полторы, не более. И тот факт, что четверо бегом врываются в здание аэропорта, бегом проносятся мимо вертушек для багажа, бегом проскакивают в дверь (на которой всё-таки написано "зелёный коридор") и стремглав несутся куда-то по зданию, не произвёл ни на кого ни малейшего впечатления.

    Порадовало, что на борт оказалось можно проносить штативы/зонтики. Специально спросили в Тампере при регистрации. Девушка взяла штатив, показала его сотрудникам безопасности - сказала - всё ОК, никаких проблем.

    Ну, про то, что в европах запрещены к провозу жидкости (включая зубную пасту), наверное, все уже слышали. Увы... Не более одного литра в сумме, не более 100 мл в одной баночке/тюбике. Всё, что больше 100 мл, выбрасывайте перед контролем. В том числе и сок в упаковках по 200 мл. Интересно, почему ещё никто не додумался выпускать сок в упаковках по 99 мл?

    Вообще из всего багажа интерес у службы безопасности вызвала только сырая картошка. И то только потому, что немного расссыпалась... Ну да, у нас в багаже было 4 кг картошки. На посадку. Ну, в Италии с картошкой плохо, попросили передать...

    Магазины дьюти-фри при межъевропейских перелётах работают. Бутылки прям в магазинах упаковывают в толстенные полиэтиленовые пакеты и позволяют в таком виде проносить на борт самолёта.

    22 февраля. Петербург - Тампере

    Как хорошо известно всем жителям Санкт-Петербурга, получить финскую многократную визу не просто, а очень просто. Несколько менее известно, что финны не очень любят, если по их визе посещают другие страны Шенгена. И если финская виза использована "не по назначению", т.е. для посещения других стран, при следующем получении визы могут быть сделаны оргвыводы.

    Теоретически, никто не заставляет говорить финскому пограничнику правду - вроде бы можно и не сознаваться, что в другую страну собрался. Но есть один нюанс. Если вдруг правда выплывет наружу (например, угораздит попасть на углублённый досмотр и при досмотре будут найдены распечатки билетов Ryanair, брони итальянских отелей и т.д.), это грозит немедленной депортацией с аннулированием визы и карантином (т.е. невозможностью получить шенгенскую визу) на несколько лет. За предоставление ложных сведений. Подобные неприятности у людей случались, и соответствующие истории можно найти и почитать.

    Мы подумали, посомневались, но всё же решили, что честно сознаемся, что собираемся не только кататься по Финляндии, но и ехать в Италию. Ага. Сейчас. Пограничник знал по-русски ненамного больше слов, чем мы по-фински. И у меня сложилось такое впечатление, что он решил, что Италия - это некий, почему-то незнакомый ему город в Финляндии... После недолгой беседы между ним и Таней он, наконец, удовлетворился знакомым ему словом "Тампере" и нас пропустил.

    По дороге никаких приключений не было. Конечной точкой маршрута этого дня был отель Omena. Но "по дороге" мы заехали в аквапарк Eden (местечко Nokia недалеко от Тампере). Первоначально мы планировали сначала найти в окрестностях аквапарка лыжную трассу, покататься на лыжах/коньках (мы с Таней взяли с собой лыжи, Боря с Юлей - коньки). Но, к нашему удивлению, в непосредственных окрестностях ничего не было. Мало того, местные жители ничего не смогли нам порекомендовать. Плюнув на зимний спорт, пошли сразу купаться.

    Аквапарк для взрослого населения явно скучноват. Есть где побултыхаться, а вот где поплавать - увы. Горок - две. Одна - стандартная, медленная, с приличной очередью из желающих покататься. Вот вторая, притаившаяся в уголке, понравилась куда больше.

    Вторую горку обнаружила Таня. Она находится в стороне от основного купального комплекса и "не просматривается" как горка. Ну подумаешь, лестница в уголке. Может, там вход в служебные помещения? Катаются с этой горки на "бубликах"-камерах, типа ватрушек. Берёшь эдакую махину, и тащишься вверх на несколько этажей по самой обычной лестнице. Человек, съезжающий с горки на ватрушке, способен развить куда большую скорость, чем человек, съезжающий с горки на попе. Плюс горка поинтереснее будет - особенно в том месте, где она не освещена. Ну и на десерт - вода, в которую в итоге плюхаешься, оч-чень даже бодрит. Не знаю, всегда ли она такая холодная, или только когда на улице за минус двадцать, но было приятно. Особенно хорошо после пары поездок с холодной горки плюхнуться в обычный бассейн с нормальной водой стандартной аквапарковой температуры - вода кажется горячей. Второй горке - однозначный зачёт.

    Стоимость аквапарка - 15 евро с носа за 3 часа, мы вышли минут на 20 раньше, получили по евро назад.

    После аквапарка поехали искать отель Omena. В очередной раз порадовались наличию GPS-навигатора - всё-таки насколько проще и удобнее кататься по незнакомой местности, когда он есть в наличии.

    Omena - уникальный отель. Во-первых, для Финляндии он чрезвычайно дёшев. 55 евро за номер, в котором может поместиться до 4х человек. Да, стоимость не зависит от количества человек, которое напихается в номер. В принципе, подозреваю, можно туда и в большем количестве заселиться - никто ничего не проверит, только вот неудобно малость будет.

    Отель чистый, аккуратный, тёплый. Шикарные одеяла. Телевизорокомпьютер, умеющий выполнять функцию музыкальной точки. Есть интернет, но стоит он 9 евро за ночь - жаба задушила.

    Что очень порадовало - в отеле нет ресепшн. И оплатить его на месте... затруднительно. Оплата - только по карточкам, только по интернету. Оплачиваешь - получаешь волшебный числовой код, с помощью которого открываешь все двери: Дверь в отель, дверь в номер, несколько дверей по дороге. Да, по поводу оплаты. Теоретически, на входе в отель стоит терминал, при помощи которого можно забронировать номер (да-да, идёшь с его помощью на сайт отеля...). Единственное "но" - терминал находится за первой закрытой дверью, чтобы открыть её, требуется знать код, а код выдаётся только после оплаты номера.

    Очень понравился лифт в отеле. Прикольный такой.

    С местом для стоянки машины, как обычно в Финляндии, проблема. У отеля ночью можно стоять бесплатно. Но только до шести утра. Чуть покатались, поискали стоянки - 10, 12, 13 евро за ночь. Скучно... В итоге нашли на соседней улице место, где стоянка бесплатна аж до восьми утра. В восемь же утра доброволец (Таня) переставил машину на пару часов на недорогую стоянку чуть поодаль (60 центов за час).

    23 февраля. Тампере - Бергамо

    Фотографии Бергамо

    Самолёт наш вылетал достаточно поздно, из отеля же выгоняли в 12:00. Так что у нас было несколько часов на то, чтобы побродить по Тампере. Добрели до машины, оплатили ещё пару часов стоянки, полюбовались памятником газете, нашли где расположен музей Муми-троллей, зашли погреться (очень прохладно было, хоть и солнечно) в магазин Сокос.

    А за пару недель до поездки я купил куртку. В Петербурге, в Спортмастере. Тёплую такую, зимнюю. Как раз для финской зимы. Перед тем как отправляться на улицу и далее в аэропорт, решаю зайти в тёплый магазинный туалет. Перед туалетом - "рамки". И при моей попытке пройти через них они начинают радостно верещать. Минуты через три, опытным путём, мы устанавливаем что дело в моей куртке. Отдаю куртку Тане и иду в туалет. Когда выхожу, обнаруживаю, что на свист-таки подошёл местный охранник. Устраиваем углублённое изучение куртки, я вытаскиваю из кармана небольшую горку вещей (бумажник, паспорт, телефон, ключи, магнитола, GPS-навигатор, носовые платки и т.д.) Охранник дополнительно обнаруживает в потайном кармашке карточку от питерского метро... Что и почему звенело, мы так и не поняли, но в какой-то момент куртке звенеть надоедает.

    Доезжаем до аэропорта, отыскиваем самую дешёвую парковку (16 евро за 6 дней). По карте где находится парковка видно достаточно плохо, к сожалению. Если на словах - она слева от терминалов, если стоять лицом к ним. По той же стороне. (Т.е. поворачиваете налево, и парковка будет по правой стороне. Это не парковка аэропорта, если мы правильно поняли. И машин на ней не очень много. По левой стороне, чуть ближе, будет другая парковка, она немного дороже). От парковки до входа в терминал метров 250.

    Доедаем бутерброды, допиваем чай из термоса, переодеваемся в лёгкую одежду (позже, в Венеции, у нас возникали мысли, что зимние куртки и сапоги были бы не такими уж и лишними), запихиваем-таки внутрь машины лыжи (прошлой ночью, кстати, это делать мы поленились, и они ночевали на улице Тампере прямо на багажнике) и почти бегом (ибо больно уж холодно) мчимся к терминалу (номер 2, кажется; короче, тот, который слева).

    Аэропорт оч-чень маленький.

    Измерить сумки на предмет влезания в ящики Ryanair, чек-ин, допить сок, контроль безопасности (ноутбук, пожалуйста, в отдельную корзину), чуть подождать, прилетает самолёт - выгружает пассажиров, пешочком (бр-р...) по лётному полю к самолёту, три часа лёту, здравствуй, Германия!

    Во Франкфурт-Хане аэропорт значительно больше. Если я правильно понимаю, аэропорт этот используется, в основном, именно бюджетными авиаперевозчиками в качестве большого пересадочного узла. Правда, я могу и ошибаться.

    Плюшка с кофе на улице перед аэропортом, чек-ин, контроль безопасности (рассыпавшаяся картошка), дьюти-фри (ну надо же захватить с собой бутылочку), подождать, пешочком под ливнем (а ведь час назад кофе на улице пили - всё сухо было) к самолёту, пара часов лёту, здравствуй, Италия!

    О картошке...

    Как выяснилось, у Юлиной начальницы есть дочка, зовут Олеся. Живёт в окрестностях того самого Бергамо. И раз уж мы всё равно туда летим, нас попросили передать Олесе пачку овсяного печенья и 4 килограмма картошки. Печенье - понятно для чего, ну не производят в Италии такого. А картошка - для... посадки. Говорят, местная картошка - совсем не то. И если уж есть участок под огород - грех не посадить своей родной картошечки. Тем более, что урожай можно собирать целых два раза в год.

    Не знаю что там не так с итальянской картошкой - кажется, мы её так и не попробовали. Но в то, что привезённые корнеплоды будут успешно посажены, верится легко и сразу.

    Олеся приглашала нас заночевать у неё. Но, во-первых, гостиница была уже заказана. А, во-вторых, рано-рано утром у нас электричка. От гостиницы до вокзала - метров 700, а от дома Олеси - 20 километров. Разница существенная.

    Олеся встретила нас, радостно размахивая государственным флагом РФ (маленьким, конечно). И тут же ознакомила с местными правилами дорожного движения, согласно которым на заднем сидении машины не могут сидеть более двух человек. Поэтому все мы в её машину не влезем. Поэтому сейчас приедет на своей машине её итальянский друг со своей подругой (они изучают русский язык, а её, Олеси, муж приехать то ли не смог, то ли не захотел, в общем, устал), и мы все вместе поедем.

    Пока мы занимаемся погрузкой картошки, действительно приезжает Олесин друг Микеле (человек типично итальянской внешности). Грузимся в машины и едем в сторону гостиницы. Подруга Микеле по дороге с нами прощается и уезжает, мы же доезжаем до гостиницы, сгружаем вещи, после чего нас везут гулять. Увы, мы с Таней умудряемся забыть в номере штатив, на улице же уже давно темно, поэтому фотографий Бергамо у нас мало и они паршивого качества.

    Нас отвозят по длинной серпантинистой дороге на самый верх Старого Города (вообще-то Citta Alta, как он на самом деле называется, - это "высокий город", что вполне адекватно расположению). Он расположен на холме. Не знаю, насколько этот холм высок в метрах, но судя по всему, высок он весьма и весьма. И красив. Любуемся видами на ночной город, потом спускаемся вниз, идём гулять. Каменные мостовые, местами напоминающие по виду паркет. Можете представить себе каменный паркет? Я вот раньше не мог. Местами на мостовых лежит конфетти. Фонтан. Старые красивые здания. Замечательные спутники/экскурсоводы. Холодно. Жалеем, что не надели на себя все имеющиеся свитера, жалеем что не можем задержаться в чудесном Бергамо ещё на сутки.

    Нас заводят в местную едальню. Едим вкусные местные плюшки и, отогревшись, даже пьём пиво. Микеле, незаметно отлучившись на минутку, платит за всех. Как-то неловко получилось. Спасибо, Микеле! Если вдруг прочтёшь это - мы ждём тебя в гости!

    Поздно-поздно ночью нас довозят обратно до гостиницы. До электрички ещё целых пять часов.

    Пара слов о гостинце San Giorgio Albergo Hotel. Номер с душем на четверых обошёлся нам в 105 евро. Претензий к гостинице нет. Чисто и аккуратно. Оплата наличными, душ работает, в два часа ночи заявиться в номер можно - нам дали код от двери. Больше мне о ней сказать нечего.

    24 февраля. Венеция. Забастовка, отель

    Даже спросонья вокзал Бергамо находится без большого труда, рассказ же про итальянские электрички и поезда вы найдёте чуть ниже. В общем, здравствуй, Венеция! Главное - не выйти в континентальной её части, там железнодорожная станция тоже Венецией называется. Но про эту хохму мы знали.

    Вокзал, через стекло видны канал, мост... Ура, восторг, доехали, вот оно, чудо!

    Таня решает, что, пока мы на вокзале, неплохо бы разобраться с той странной бумажкой, которая у нас вместо билета до Рима. Может, её надо менять на нормальный билет, компостировать, или ещё что? Заходим туда, где написано "Informatione". Не тот офис, который для туристов, а тот, который о поездах.

    Тётя вахтёрского вида смотрит на нашу бумажку и сообщает, что данного поезда (который должен отходить в полночь) сегодня не будет. В Тоскане (это где-то посередине Италии) суточная забастовка железнодорожников, поэтому с восьми или девяти часов вечера и до следующего вечера ни одного поезда, который должен идти через Тоскану не будет. А через Тоскану поезда в сторону Рима идут все. Потому что она посередине Италии.

    Оппаньки. Ну, во-первых, можно порадоваться, что о забастовке мы узнали сейчас, а не в двенадцать ночи. Во-вторых, радоваться пока не хочется, ибо непонятно, что делать.

    Есть ли у нас варианты, как выбраться из Венеции? Да, пожалуйста. Можно уехать сегодня в районе четырёх часов дня. С пересадкой, правда. Но к полуночи будете в Риме. Явные минусы: Обидно уезжать из Венеции через пять часов после приезда. Обидно терять половину светового дня на поезд - специально ведь выбирали ночной, чтобы выспаться по дороге и сэкономить время. И что делать в Риме с двенадцати ночи? На эту ночь никаких гостиниц у нас не забронировано.

    Чуть позже из тёти удаётся выбить ещё один вариант: можно уехать на том же поезде, но на сутки позже. Правда, для этого необходимо заночевать в Венеции (которая, вроде как, славится своей дороговизной) и договориться с римской гостиницей об изменении брони (как несложно догадаться, за сутки без штрафов бронь, вообще говоря, менять не позволяют).

    Да, а что делать с билетами? Которые, кстати, уже оплачены. Какой бы из вариантов мы ни выбрали, требуются определённые манипуляции с билетами: либо перенести их на другую дату, либо вернуть деньги (если отдадут?) и купить новые. Тётя говорит: "Вот вам номер телефона - звоните! Все вопросы с билетами решаются там и только там. По английски там говорят. Звонить можно с таксофонов - их тут много". Действительно много. Правда, инструкции - только на итальянском. Правильно, зачем в Венеции инструкции на каких-то других языках?

    Пока мы в тяжких раздумьях стоим посреди вокзала, подходит представительный дядя с бейджиком и интересуется что у нас за проблемы и не может ли он нам как-нибудь помочь. Обрисовываем ситуацию. Дядя подводит нас к какому-то закутку, где висят объявления и подтверждает - да, действительно, поезда не будет.

    Склоняемся к варианту с ночёвкой в Венеции - уезжать категорически не хочется. Правда неплохо бы сначала выяснить можем ли мы это себе позволить - понятно что "дорого", но насколько? Дядя говорит, что может предложить нам совершенно замечательную комнату в отеле неподалёку всего за 120 евро. Немного успокаиваемся - ночёвка в любом случае нас не разорит. Дядя показывает нам как звонить по выданному нам номеру - монетка в 20 евроцентов за соединение, разговор, по его словам, бесплатный. Номер, правда, отвечать не хочет - но, может, автомат неправильный? Монетку послушно отдаёт - уже хорошо. Решаем позволить дяде довести нас до гостиницы, а уж потом продолжить попытки сменить билет.

    Ежу понятно что дядя в данной гостинице на проценте, потому данный вариант однозначно не будет самым дешёвым. Но почему бы и не начать поиск места для ночлега таким образом?

    Гостиница действительно оказывается очень недалеко от вокзала. По пути видим множество других отелей, отельчиков, пансионов и указателей на них. Просим придержать номер для нас в течение часа пока мы будем якобы заниматься билетами и отправляемся на поиски вариантов.

    Достаточно быстро (обойдя не более 10 гостиниц) находим вариант за 100 евров за четырёхместный номер с завтраком и с душем/туалетом на этаже. Решаем на этом варианте и остановиться и отправляемся обратно на вокзал разбираться с билетами.

    Довольно быстро выясняется, что дозвониться до указанного номера невозможно ни с какого телефона. Пытаемся выяснить, не нужен ли какой-то дополнительный код (города?), кто-то нам подобный код подсказывает, но лучше от этого не становится.

    Ещё раз вламываемся в тёте-вахтёру, она ещё раз посылает нас звонить. Мол, на платформе пять есть совершенно правильный автомат - идите туда. Послушно идём на платформу номер пять, находим там точно такой же телефон, звоним с тем же успехом. Номер не работает.

    Вламываемся в какое-то другое помещение. Как оказалось, это то же самое, где сидит тётя-вахтёр, но не со стороны внутренностей вокзала, а с платформ. Мы даже видим вдалеке кусочек тёти-вахтёра. С нашей же стороны сидит другая тётя, которая подтверждает, что да, номер правильный, и нам действительно надо туда звонить и что других вариантов нет. У тёти на столе стоит телефон, и мы разве что на колени не становимся: "Тётя, наберите номер! Мы сами будем говорить, но наберите!". Тётя набирает номер, убеждается что он не работает... Зовёт нас за собой, мы выходим за ней на платформы, заходим в одну из соседних дверей (вот фотография этой волшебной двери с надписью "Тrenitalia Club Eurostar"). Сидящие за волшебной дверью дамы, выслушав рассказ приведшей нас доброй самаритянки, говорят "Ясно-ясно", и... выдают нам билет на поезд на нужный нам день. Делов - на одну минуту. Потрачено два часа.

    Последняя проблема, уже кажущаяся мелкой - дозвониться до гостиницы в Риме. Делаем это из отеля - в Риме без проблем входят в нашу ситуацию и меняют бронь без каких бы то ни было репрессивных мер и штрафов. Типа - забастовка - обстоятельство непреодолимой силы - что ж тут сделаешь?

    Что порадовало - стоимость звонка из отеля в Рим составила всего 15 евроцентов.

    Пара слов об этом чудесном отеле, где мы заночевали. Зовётся Dolomiti, имеет сайт, расположен почти прямо у моста Ponte Scalzi. Вроде, две звезды. Отель небольшой. Как место для ночлега - вполне неплох. Душ, как я уже говорил, у нас был на этаже, как и туалет. Причём если туалет был на нашем этаже, примерно в пяти метрах от номера, то душ - на соседнем. Точнее, их было два - на разных этажах. Шлялись мы по этажам в поисках душа, разумеется, глубокой ночью. По-видимому, делали мы это недостаточно тихо, т.к. появился дядя и попросил нас не шуметь.

    Утром в гостинице кормили завтраком. Стандартный маленький завтра в обычном небольшом отеле: чай-кофе, плюшки-круассаны и т.д. Без замечаний. Тётя, разносившая плюшки, оказалась нашей соотечественницей и явно была очень рада видеть людей, говорящих на том же языке. По-видимому, нечасто наши люди сюда забредают. Поболтали.

    Лирическое отступление. Итальянские поезда. Trenitalia

    Сайт Trenitalia чем-то напомнил мне нежно ненавидимый мной MS Office. Сложно описать словами... Та же чрезмерная забота о посетителях, что ли? Продраться через сайт оказалось несколько труднее, чем бы нам того хотелось, но всё-таки вполне возможно. В итоге была получена специальная страница с чем-то типа штрих-кода, которую, вроде бы, нужно было распечатать и предъявить проводнику в поезде...

    Очень долго ломали голову над номерами мест в вагоне. Купе - четырёхместные. Нас четверо. Бронируем четыре места в смешанных (т.е. не в мужских и не в женских) купе. Система позволяет попробовать задать номер вагона и номера мест в вагоне (именно попробовать - результат не гарантирован, т.е. если сможет - по идее, должно дать то, что просишь, а вот если не сможет - молча даст нечто другое). Пробуем десятки вариантов - номера мест упорно идут не подряд. Всё время получается что-то типа 21, 22, 25, 26. Мы, разумеется, думаем, что это места в разных купе и очень по этому поводу ругаемся. Но, как оказалось, это у них нумерация мест и конфигурация вагонов такие странные. Одно и то же купе может быть либо сидячим, тогда в него помещается шесть человек и, соответственно, шесть номеров мест. Либо лежачим - тогда помещается четыре человека, номера мест используются те же самые, но средние (!) два выкидываются. Кстати, четыре лежачих полки и шесть сидячих кресел присутствуют в купе одновременно, но они - не одно и то же. Т.е. это не нижние полки превращаются в кресла, кресла совершенно отдельные. Правда, разложить одновременно сидячие кресла и нижние полки не получится.

    Поезд, на котором мы ехали из Венеции в Рим, нам откровенно и очень сильно не понравился. (Если быть точнее - не понравился вагон, что было в других вагонах - нам неведомо). Грязненько, жевательная резинка по купе поналеплена. Дверная ручка полуоторвана. Постельное бельё чистое, но простыня и "пододеяльник" представляют из себя единое целое с хитрым разрезом - на одной половине лежишь, другой укрываешься. На мой взгляд, несколько неудобно. А для моего роста (180+) и толщины и слегка маловато. Одеяла в купе отсутствуют, но их можно получить у проводника.

    В поездах выдаются пакеты с одноразовыми принадлежностями: два одноразовых сидения на унитаз и белые тапочки.

    Отдельно порадовал туалет. В вагоне, рядышком расположены два отдельных закутка. Один - собственно туалет, унитаз + умывальник. Второй - без унитаза, т.е. просто комната для умывания. Мыло есть только в умывальном помещении. Зато только там, где унитаз, есть... Правильно, вода в умывальнике.

    Кипяточку/чаю/кофе также в вагоне никто не предлагает. Возможно, конечно, где-то в поезде есть вагон-ресторан или что-то аналогичное, но мы его искать не стали.

    Ещё порадовал тот факт, что остановку нашу (а Рим был вовсе не конечной остановкой для данного поезда) никак не объявили. Вычисляли мы её по обозначенному в билете времени прибытия и по GPS-навигатору. Да, и на платформе никаких табличек что вы, мол, в Риме, тоже нет. Нет, где-то вдали, возможно, что-то и есть, но от нашего вагона что-либо разглядеть не было ну никакой возможности.

    А вот электрички, на которых мы добирались от Бергамо до Венеции, порадовали нас куда больше. Удобные кресла, народу немного, в вагонах есть туалеты. Красота! Вот то, что кассиры не знают английского - это серьёзный минус. Но тут нам повезло: Около кассы нам встретилась симпатичная негритянка, которая, видя, что у людей затруднение в общении, радостно взялась нам помочь и выступила в роли переводчика. Большое ей за это спасибо.

    Билеты на электрички продаются примерно по той же системе что и у нас - т.е. не на определённый поезд, а от станции и до станции. А на каких поездах ты там поедешь и с каким количеством пересадок - дело твоё. Мы, например, ехали с одной пересадкой - в Брешии.

    О том, что перед посадкой в поезд билеты необходимо "прокомпостировать" в специальных жёлтых ящичках, расположенных на вокзалах/станциях, мы были в курсе. С этим затруднений не возникло. При "компостировании" на билете пропечатываются дата/время. С этого момента билет и считается действительным. Если билет не пропечатать - могут быть неприятности с контролёрами.

    Местные жители сказали нам, что контролёры - это редкость. Впрочем, нам повезло, мы их встретили. Как оказалось, далеко не все иностранцы знали про заветные жёлтые ящики. Так что на одной из остановок мы наблюдали как контролёры выходят с несколькими туристами из поезда, подводят их к жёлтому ящику и объясняют что и как там нужно делать с билетами. После чего туристы садятся обратно в поезд. Оштрафовали ли их при этом или отпустили с миром - не знаю. Судя по выражению физиономий - отпустили.

    Увы, объявлять названия станций в электричках также не принято. Так что - на выбор: либо на каждой станции судорожно вглядывайтесь в окно, пытаясь прочитать название станции и успеть выскочить из вагона. Либо мучайте распросами местных жителей (не умеющих говорить ни на каких языках кроме итальянского). Либо, как мы, следите за тем, где вы находитесь, с помощью GPS-навигатора.

    Вот что нас реально очень порадовало - что поезд, что обе электрички и пришли, и ушли точно по расписанию. Судя по тому, что мы ранее успели прочитать про итальянских железнодорожников в обзорах других путешественников, с этим нам очень повезло.

    24-25 февраля. Венеция

  • Фотографии Венеции - топ 10
  • Фотографии Венеции - ещё несколько сотен

    Имхо, в Венеции побывать необходимо. Можно не ездить в Рим, не видеть пирамид, не (подставьте сюда что-нибудь на свой вкус). В Венецию съездить надо. К сожалению, почему это так, объяснить невозможно. Можно только понять на собственном опыте.

    Венеция - музей. Город туристов, где местные жители исполняют роль декораций. Город-музей. Если тут и есть какая-то своя жизнь, то она не видна. Как ни странно, это правильно - если в Эрмитаже или Каирском музее кто-то и живёт, туристам это видно быть не должно.

    Венеция - лабиринт из каналов и улочек. Ориентацию теряешь моментально и начисто. Здесь нет прямых путей, здесь не получится идти "по компасу". Местами висят указатели - с их помощью можно выйти к вокзалу, мосту Риальто и к площади Сан-Марко. Всё. Можно пытаться ориентироваться по картам - названия улиц писать, к счастью, принято.

    В Венеции нет дворов. Только улицы и площади. Местные жители ходят в магазины в тапочках, как будто идут не по улице, а по коридору.

    GPS-навиратор в Венеции работает отвратительно. Улицы слишком узкие, спутники теряются моментально. Чтобы поймать их - выходишь на очередное пересечение канала с улицей и стоишь себе на мосту, ждёшь. Однако, если приноровиться, идти достаточно быстро и запоминать нужные повоторы на пару шагов вперёд, им вполне можно пользоваться. Гарминовские карты позволяют прокладывать весьма качественные пешеходные маршруты. Сами чёрта с два бы сообразили пойти такими путями.

    В Венеции очень много красивых зданий. И, увы, крайне мало места. Это приводит к тому, что многие здания совершенно невозможно рассмотреть, не говоря уже о том, чтобы засунуть в кадр. Стоишь перед очередной громадиной, задрав голову, а отойти-то и некуда. Дорога, шириной целых несколько метров, а за ней - стена другого дома.

    Вдоль каналов обычно прохода нет, так что рассчитывать на то, что по ним удастся сориентироваться, не стоит.

    Гондолы, оказывается - лодки несимметричные.

    Нам повезло с погодой. Хорошая, нежаркая прогулочная погода. Привычная такая. Ближе к вечеру - так даже очень нежаркая. Настолько нежаркая, что мы надевали на себя все имеющиеся свитера, вторые пары носков, шарфы-перчатки и т.д. Оба дня ближе к вечеру начинал идти типично питерский осенний дождь. Мокрая и холодная Венеция в темноте очень красива.

    Тратить время на потребление пищи было жаль. Греться в кафе - тем более некогда. Так что продававшемуся на набережной "глинтвейну" порадовались. Ну согреть-то немного согрел, но на вкус дрянь порядочная.

    Дворец Дожей несколько разочаровал. И картины освещены отвратительно, и... вообще. Такое впечатление что "тиграм недоложили мяса". Избалованы мы все-таки музеями.

    В Венеции есть общественные туалеты. Мало, но есть. На них даже указатели указывают. Как-то мы к одному очень спешили... Как оказалось, напрасно. Полностью автоматический платный туалет стоимостью в 1 евро, закрывался ровно в 19:00, мы же туда пришли на целых две минуты позже.

    Транспорт в Венеции только водный. Машины, даже если бы захотели, всё равно бы не проехали. Велосипеды запрещены. На роликах по камешкам не покатаешься. Гондолы - развлечение для туристов, говорят, недешёвое. Не ездили, не проверяли. А вот на вапоретто покатались. Вапоретто - водный "автобус", единственный местный общественный транспорт. С маршрутами, остановками (ищите жёлтый цвет), всё как положено. Единый билет на 12 часов стоил 13 евро. Контролёров не видели, билеты никто не проверял. Съездили на Мурано (остров стеклодувов), на Бурано (остров кружевниц). Берегите карманы - Боре в карман джинсов залезали (был "час пик", возможно, из-за дождя - народу - как сельдей в бочке).

    Мурано разочаровал. Вот было такое ощущение - что остров стеклодувов - это должно быть - ах! Великолепно! Увы. Ну, посмотрели на аттракцион, на котором скучающий стеклодув в тысячный раз показывает туристам, как выдуваются колбочки и вылепливаются рыбки. Ну, походили по стекольному музею. Да, некоторые экспонаты (1,2,3) весьма забавны. Не более того - в целом бедненько, разграбили экспозицию, что ли? А ещё на Мурано разрешены велосипеды, и местные жители этим немного пользуются. Вот кошки там замечательные. Все (оба) увиденные нами экземпляры поражали своими размерами. Раз кошка, два кошка.

    Бурано согрел и поднял настроение. Не столько своими кружевами, сколько весёлыми разноцветными ухоженными домиками. Таня назвала Бурано островом домохозяек. Ему это название подходит.

    Башни в Италии кривы не только в Пизе, но и в Венеции (да и на том же Бурано).

    Самую узкую улицу мы найти не успели. Но вот, для примера, не самая узкая.

    Голуби на площади Сан-Марко к вечеру объедаются настолько, что даже теряют аппетит. Так что кормить их лучше утром или днём. Несмотря на хроническую обожратость, голуби обладают хорошо тренированными сфинктерами и стараются на туристов не гадить. И вообще ведут себя по отношению к туристам (но не друг к другу) весьма корректно.

    С GPS-навигатором и венецианским транспортом связан один забавный случай. Несколько часов до отъезда, поздний вечер, темно, мокро. Шляемся, доходим до Tre Ponti ("Троемостие", но на самом деле там мостов в одной точке существенно больше), потом идём куда-то дальше, забредаем в очень пустынную и не слишком туристическую часть Венеции. По карте и навигатору не слишком ориентируемся, так, стараемся придерживаться направления, не более того. В какой-то момент, на берегу очередного канала, встречаем трёх немолодых туристов с чемоданчиками на колёсиках. Туристы грустно спрашивают, не знаем ли мы когда здесь будет останавливаться автобус. Понятно, что имеется в виду вапоретто, только он по каналам шириной в два метра ходить не умеет. Здесь гондола-то не факт что пройдёт. Ждать здесь автобуса можно до бесконечности. А до судоходного Гранд-канала далеко.

    Таня отдаёт беднягам одну из наших карт Венеции, показывает примерное направление как можно выйти к Гранд-каналу. Туристы отправляются в путь, мы же решаем что пора поторопиться вернуться в гостиницу, забрать вещи - и на вокзал. Уверенно начинаем двигаться во вроде бы правильном направлении, но решаем на всякий случай включить навигатор и вернуться на свободное место, поймать спутники. Строим маршрут, и радостно обнаруживаем, что навигатор рекомендует нам двигаться в направлении, ровно противоположном тому, куда мы собирались идти. Как выяснилось, навигатор не ошибался, так что вопрос, куда ушли туристы, так навсегда и остался для нас загадкой.

    Мост без перил посмотреть не удалось - ремонт. И как бы после ремонта он не перестал быть мостом без перил...

    Венецианскую бабу со ступкой нашли. Красивая местная легенда. Жила-была простая тётя на самой богатой улице Венеции, прям у площади Сан-Марко. То ли кухаркой она была, то ли домохозяйкой. И выронила она по рассеянности ступку в окно. И упала та ступка на голову проходившему мимо человеку. И убила его. Совсем. А человек тот оказался не обычным прохожим, а очень даже известным бунтарём и революционером. Умер бунтарь - и развалилось революционное движение. А благодарные венецианцы поставили тёте памятник. Точнее, не памятник, а нечто вроде памятной доски на том самом доме, откуда ступка так удачно выпала. И разрешили простой тёте бесплатно жить на богатейшей улице Венеции до самой смерти.



    Кампанила. Высоченная башня на площади Сан-Марко. Залезть - обязательно, несмотря на очередь. Восхитительный вид на все четыре стороны, на красную (черепица) Венецию.

    Собор Святого Марка, там же, на площади, также безусловно достоин посещения. И кони на нём замечательные. С потрясающими мордами. А если забраться наверх, к коникам, и заглянуть за угол, с удивлением обнаружишь, что на крыше собора валяется с десяток дохлых голубей.

    Перечитал что написал про Венецию. Не то всё это. Невозможно описать впечатления от всех этих мостиков, мостовых, засыпанных конфетти от недавно закончившегося карнавала, улиц, до обеих сторон которых можно достать руками. Невозможно. "Хоть тушкой, хоть чучелом, но надо ехать".

    Приходим на вокзал, до отхода поезда ещё час. Вот наш билет, на нём указаны: номер поезда, станция назначения (Рим), время отправления. Внимательно изучаем табло. Поездов до Рима на табло нет. Места для номера поезда на табло не предусмотрено. К счастью, смутные познания в географии позволяют предположить что Неаполь, скорее всего, немного южнее Рима, соответственно, выходящий в указанное на билете время поезд на Неаполь, скорее всего, через Рим проходит. Так оно и оказалось. А про сам поезд я уже рассказывал.

    26-27 февраля. Рим

  • Фотографии Рима - топ 10
  • Фотографии Рима - ещё несколько сотен

    Оказывается, железная дорога перед Римом идёт по большому количеству туннелей. Горы там, что ли? Надо будет по глобусу посмотреть. Но ощущения забавные. С трудом просыпаешься по будильнику - за окном темнота. Потом - бац, оказывается, то туннель был.

    Приехали без опоздания. Рим встретил нас отходами собачьей жизнедеятельности, в которые я чуть было не вляпался в первые пять секунд после сошествия с поезда.

    Время раннее, в отель особо не заселишься, но вещи-то там оставить можно. Таскаться с рюкзаками не хочется, садимся в метро, едем в отель.

    Римское метро

    Билеты в римском метро бывают: разовые (75 минут действуют, если не ошибаюсь) - 1 евро; "суточные" - 4 евро (неограниченное количество поездок в течение суток, правда действие наших билетов почему-то заканчивалось не через сутки, а в полночь текущего дня); "троесуточные" - 11 евро. Нам, с нашими двумя днями, покупать имело смысл только односуточные билеты. Метрошные билеты действительны и в автобусах.

    В римском метро ситуация с проверкой билетов примерно как в электричках. Компостируешь когда идёшь в первый раз (турникеты примерно как у нас), потом ходишь себе спокойно, мимо того места, где у нас сидели бы контролёры. Иногда они там сидят, иногда - нет. Иногда просят показать билет.

    Билеты можно покупать либо в киосках типа газетных (не ошибётесь, там ещё обязательно прайс на билеты висит), либо в специальных автоматах. В первый день, на вокзале, покупали в киоске. Во второй день входим в метро - обнаруживаем, что на нашей станции киосков нет. Только автоматы. А надо купить два билета по 4 евро каждый. Как работает автомат - чёрт его знает. Дёргаем за рукав тётеньку - то ли работница метро, то ли охрана местная - не суть. Она радостно соглашается помочь. Берёт у нас бумажку в 10 евро, скармливает её автомату, что-то там нажимает. Автомат выплёвывает 2 евро сдачи и... всё. Тётя задумчиво смотрит на автомат и наносит по нему сильный прицельный удар кулаком. Автомат послушно выплёвывает два билета...

    Поезда ходят, по нашим меркам, весьма редко - раз в 5-10 минут. Красивый местный обычай - разрисовывать поезда граффити и никогда не мыть (снаружи). В часы пик народу в метро очень и очень много, можно с первого раза в вагон и не влезть.

    На второй день, в римском метро, как раз в час пик, меня лишили бумажника с приличной суммой денег, карточками и правами. Восхищаюсь мастерством: бумажник вытащили из застёгнутого на молнию внутреннего кармана застегнутой куртки, при этом на кармане снаружи я держал руку. Всё равно ничего не почувствовал. Судя по всему, мастеров было двое. Один поднял свою сумку весьма высоко, примерно на уровень моей груди. Она закрыла мне обзор. Но очень сомнительно, чтобы мог вытащить именно он - с той стороны, с которой он стоял, так руку всё же не изогнуть. Скорее, был второй с другой стороны.

    Гостиница Sandy Hostel

    Sandy Hostel занимает кусок этажа одного из домов на улице Via Cavour недалеко от станций метро Cavour и Termini. Можно попробовать сказать, что номер дома - 136, хотя это не совсем так. Может, это номер парадной? В Риме, как выяснилось, нумеруются не дома, а входы в них. В общем, на одной из дверей одного из домов написано 136 - туда и надо ломиться. Точнее, звонить.

    Да, обычно эти самые номера идут всё же более-менее подряд, но, судя по другим отзывам, это далеко не всегда так. И вообще, по сравнению с Венецией, где номера домов вообще четырёхзначные (типа пронумерованы все дома/подъезды в районе) - это вообще цветочки.

    Поднимаемся то ли на третий, то ли на четвёртый этаж... Лифт есть, но он как-то странно закрыт. Потом выяснилось, что для пользования им нужны ключ плюс 10 евроцентов. По пути встечаем ещё один отельчик. Доходим до нашего, нас встречает милая австралийская девушка с милым австралийским акцентом..

    По своей форме и сути отель очень напоминает огромную бывшую коммуналку ("на 38 комнаток"...). Один здоровый коридор, загнутый буквой Г. Десяток комнат, пара туалетов/душевых. В нашей комнате туалет с душем были свои, но, если я правильно понимаю, для данного отеля это скорее исключение чем правило. Есть комнаты от двух человек, есть "дормитории" - т.е. комнаты на много кроватей, где можно снять одну из них. Судя по всему, наша комната была "мини-дормиторием" на четыре человека, просто мы заняли его весь.

    Комната оставила смешанные впечатления. Бельё чистое, туалет/душ просты но безупречны. А вот стены почистить-покрасить не помешало бы. Да и обстановка, прямо скажем, спартанская. Кровати, да некие ящик для складывания вещей. И всё. Да нам больше, в принципе, и не нужно.

    В чём плюс Венеции - город северный, там знают что такое отопление, в домах есть батареи. В Риме, судя по всему, об этом не знают. Поэтому в комнате нашей было очень и очень нежарко.

    Персонал отеля - две девушки, австралийка и немка. Что забавно, немка итальянского языка не знает. Очень приветливые, всегда рады помочь. Например: чайников в отеле нет, приборы для кипячения воды в комнатах запрещены. Но в коридоре в "общем доступе" стоит микроволновка. Нам, как большим любителям чая, была выдана кружка, в которой можно кипятить воду в микроволновке. Чем мы с успехом и занимались.

    Дверь в нашу комнату закрывалась (снаружи) с большим трудом. Поэтому приходилось, уходя, звать девушек, чтобы они попробовали её победить. Иногда им это удавалось...

    В отеле есть интернет. В закутке стоит компьютер, плюс там же сетевой хвостик, который можно воткнуть в ноутбук. На закутке - грозная надпись, что, мол, интернету положено не более 15 минут на человека в день. Но, судя по всему, это исключительно на случай большого количества желающих попользоваться компьютером. Т.к., кроме меня, никого с ноутбуками более не наблюдалось, меня никто не беспокоил. Качество связи хорошее, проблем с подключением нет - всё на автомате.

    Кстати, аналогичные надписи про 15 минут имеются и на коридорных душевых/туалетах. Типа, имейте совесть.

    Никаких завтраков/обедов/ужинов в отеле нет, хотя кому тут нужны эти завтраки, когда можно выйти на улицу и в минуте ходьбы от отеля получить на завтрак свежайшие вкуснейшие круассаны с чаем/кофе?

    В общем, отель (точнее, хостель), конечно, далеко не звёздный, и даже до венецианского Dolomiti очень и очень не дотягивает. Но переночевать - вполне можно.

    О римской полиции

    Расставшись с бумажником, немного пометались - типа - куда бечь? Дело происходило на станции метро Колизей. Служащий метро посоветовал бежать к Колизею - там, мол, карабинеры на машине стоят. Помчались туда, карабинеры ничего тольком не сказали, но подошедший на шум дядя - сказал - марш бегом блокировать карточки.

    Номеров телефонов банков у меня, естественно, не было. Помчались в отель, благо на метро одна остановка. Бегом - в интернет - бегом - на сайты банков - и звонить. Заблокировалось всё, вроде, благополучно и вовремя.

    Пока я блокировал карточки, девушки из отеля выясняли куда в таких случаях надо бежать. Выяснили. Отделение полиции оказалось неподалёку. Попёрлись туда.

    Ежу понятно что бумажник не найдут. Паспорта/билеты целы, денег хватит. Но я не был уверен, что от меня не потребуют какую-нибудь бумажку при восстановлении прав или карточек. (Кстати, не потребовали - ну да кто же знал).

    Приходим. Сидят несколько человек нам подобных - японцы, ещё кто-то.

    Японцев, кстати, жалко. Таня с ними поговорила - они рассказали свою грустную историю. У них украли что-то ценное из камеры хранения (!) вокзала в Неаполе. Так как украли не всё, то хватились они только в Риме. И им нужна была бумага для страховой. Для получения этой бумажки они провели в полиции три часа накануне и столько же - сегодня.

    Тётя на входе по-английски знает полтора слова. Ну, зачем пришли - понятно, все иностранцы приходят сюда именно за этим. Пытается выяснить из какой мы страны. "Раша, Россия, Москва" - нихт фирштейн. "Водка, медведь, балалайка" - о, поняла! Перебирает толстую пачку бумажек, выдаёт нам для заполнения две анкеты на... русском языке. Запасливые, ребята. Анкета несложная - кто такой, где украли, что украли и т.д. Старательно заполняем. Что дальше? "Ждите!" Чего ждать? "Ждите!"

    Ждём. Появляется другой человек, у которого удаётся выяснить, что ждать надо ещё минимум час. "А можно мы пока час погуляем, потом придём?" "Можно!"

    Уходим гулять, потом возвращаемся. Похоже, нужный человек пришёл, начался приём граждан, очередь сдвинулась. Снова приходится её занимать. Через некоторое время впускают в кабинет, дядя смотрит анкету, уточняет количество украденных денег и карточек, ставит подпись и печать, одну копию заполненной анкеты возвращает нам. "Всем спасибо, все свободны". Дел - на две минуты, потеряно - три часа. Обидно. И печалит отношение итальянцев - сам дурак, твои проблемы. Ни сочувствия, ничего. Что в этой ситуации, что до этого в Венеции в ситуации с забастовкой.

    Пока сидели, наблюдали забавную сценку. Пришёл человек, местный, которому явно что-то (или куда-то) было надо. А его не пускали. Если мы правильно поняли, ему активно объясняли, что ему не надо заходить, ему надо пойти и позвонить по телефону, а по другому никак. А он объяснял что-таки надо, а по телефону пускай сами звонят, если очень хочется. Всё это происходило очень бурно, долго, шумно, с размахиванием руками и чуть ли не до драки. В общем, бесплатный аттракцион.

    Рим автомобильный

    Рим - город мотоциклов, мотороллеров и микроавтомобилей. И тех, и других - дикое количество. Очень прикольно выглядят Смартики, они в длину примерно такие же, как и в ширину. Поэтому их владельцы зачастую паркуют их перпендикулярно тротуарам - лишнее место они при этом действительно не занимается, а парковаться проще.

    С местами для парковки всё печально. Что в Риме, что в Бергамо то же самое было. Много специальных мотоциклетных парковок - кстати, на них со свободными местами тоже всё напряжённо.

    Мы и на автобусах поездили, и пешком по центру походили - пробок не видели. Хотя, казалось бы, центр - самое пробочное место. Нет, движение зачастую весьма плотное, но оно всегда есть, и довольно резвое. Возможно, следствие того, что народ предпочитает перемещаться на мотоциклах и микромашинах. Да и автобусов, кстати, немало.

    Итальянская еда

    Вкусно. Не могу сказать что мы ели уж очень много всевозможных разносолов, но всё, что ели, понравилось: пиццы, спагетти, лазаньи. Круассаны - вообще восторг. Лично мне очень понравилось, что ни в одном из указанных блюд мне не удалось обнаружить ни малейших следов лука.

    Милая особенность римских кафешек: плюшку с кофе можно съесть либо стоя за стойкой, либо сидя за столиком. Сидя - раза в два дороже.

    К еде рекомендуется заказывать поллитру вина. Подают в кувшинчике. Недорого и хорошо способствует лучшей усвояемости пищи.

    Римские достопримечательности

    В целом - плохо, не понравилось. Какое-то все гиганское и неправильное. Давит, а не впечатляет. Замок Сент-Анджело - исключение - удивительное здание. Ещё эти бесконечные египетские обелиски, расставленные на каждом шагу... Насчитали их штук шесть или семь. Тырили их явно с размахом.

  • Ватикан

    Мы с Таней не пошли в музеи Ватикана. Наши спутики пошли - и остались очень довольны. И освещено хорошо, и... Ну там есть, на что посмотреть, безусловно. Вот забавно. Я не жалею о том, что не пошли и считаю что это было правильно. Но мне очень сложно объяснить почему это так. Ну, во-первых, погода - слишком солнечно и тепло. Во-вторых... После того как ты дотронулся до пирамиды Хеопса, уже не будешь мечтать о том, что когда-нибудь до неё дотронешься. Примерно так. Можно считать это лазейкой, чтобы когда-нибудь захотеть вернуться. Хотя есть у меня большие сомнения, что подобное желание когда-нибудь возникнет.

    Площадь Святого Петра, собор Святого Петра - это да. Слов чтобы описать не хватает - восторг. Это однозначно место, где нужно побывать. И обязательно нужно залезть наверх - всего-то 500 ступенек. Вход в сам собор бесплатен, а вот за право поглядеть на Рим сверху придётся раскошелиться на 4 евро. Или даже на 7, если решите первые 200 ступенек проехать на лифте.

    Лестница весёлая. Сначала - широкая, потом всё уже и уже. К концу становится слегка... наклонной. Т.е. ступеньки-то прямые, а вот стены наклонены, и чтобы пройти, тоже приходится слегка отклоняться вбок. Кстати, идти по лестнице оказалось достаточно легко, я думал, будет хуже. Что ценно - лестница для подъёма и лестница для спуска разнесены, народ друг другу не мешает.

    Вид на Рим, на Ватикан, на сады Ватикана - безумно хорош.

    Фотография гайки сделана не с самого верха - это как раз там, где лифты заканчиваются.

  • Колизей

    Внутрь не пошли. Слишком неправильным он показался снаружи. Какой-то полуноводел. Бетонная стенка... Стёкла какие-то. В темноте снаружи - симпатичен, да. Но, увы, слишком тесно вписан в окружающий пейзаж. С интересной стороны толком не рассмотришь. Не понимаю как он может претендовать на звание одного из Новых Чудес Света.

  • Форум

    Некрасивые развалины.

  • Пантеон

    Такое впечатление, что бетонировать купол закончили год назад. Но здание, безусловно, впечатляет.

  • Фонтан Треви

    Около него все едят мороженое. Мы тоже его там ели. В кадр фонтан не влезает.

  • Площадь четырёх фонтанов

    Фи. Грязный маленький перекресток. Фонтаны так себе.

  • Уста Истины (Bocca della Verita)

    Уста оказались за решёткой. Слишком поздно до них доехали - вечером вход закрыт. Посмотреть можно, а вот засунуть внутрь лапку - не выйдет. Может, оно и к лучшему ;)

  • Пирамида

    В Риме есть своя пирамидка. В её честь даже названа станция метро. Если были или планируете побывать в Египте, можете смело эту станцию пропускать.

  • Церковь Капуцинов

    Очаровательные кости, черепа, скелеты. Сложены штабелями, выложены красивыми узорами. Их много, тысячи. Жутковатое зрелище, но, безусловно, стоит того, чтобы на него посмотреть. Вход бесплатен, но можно оставить денежку, "donate".

  • Базилика Святого Климента (Сан Клементе)

    "Двухэтажная". Вверху - "современная" базилика, внизу - раскопанные подземелья, базилика древняя. С удивлением обнаружили что именно здесь похоронен Святой Кирилл. Могила окружена досками типа "От благодарного болгарского народа", "От македонского народа" и т.д. Если бы не могила - место посещения стоило бы. 5 евро.

    Римские мелочи

  • Штатив

    В одной из церквей решили пофотографировать со штатива. Немедленно появился вежливый дядя и жестами с добавлением пары слов объяснил, что штатив - низ-зя. Фотографировать - сколько угодно. Со вспышкой - пожалуйста. А вот со штатива - это уже "профессиональная съемка", независимо от того, какой мыльницей ты снимаешь.

  • Тибр

    Быстрая и мутная река, берега вымощены, но пусты.

  • Свечка

    Чтобы поставить в церкви свечку, не нужно её зажигать. Достаточно бросить монетку - и свечка зажжётся. Электросвечка.

    28 февраля. Домой

    Накануне вечером мы слегка засиделись за бутылочками с красным вином и некрасным пивом, отмечая окончание путешествия. Поэтому утром встали с некоторым трудом и из отеля вывалились примерно с получасовым опозданием.

    Наш самолёт вылетает в 8:20, время окончания регистрации, соответственно, 7:40.

    От гостиницы до аэропорта Ciampino можно добраться следующими способами:

    1) От вокзала Termini (а он рядом с нашим местом проживания, в пределах пешей доступности) на автобусах-шаттлах. 40 минут в пути. Всё замечательно, кроме расписания этих самых автобусов. Если едем на автобусе 6:30, приезжаем за полчаса до окончания регистрации. Как-то неуютно - ехать через весь город, чёрт его знает когда у них часы пик начинаются. Вдруг пробка? А предыдущий автобус - в 4:30. Приезжать в аэропорт за три часа до вылета неохота.

    2) От вокзала Termini на местной электричке до станции Ciampino, далее на автобусе до аэропорта. Правда когда мы на вокзале интересовались можно ли на электричке добраться до аэропорта, нам сказали - нет, нельзя. Или шаттлы, или см. способ 3. На самом деле можно, конечно. Но не нужно. Кстати по прямой, от ж/д станции до аэропорта рукой подать, полкилометра максимум. Только вот вход - с противоположной стороны от взлётно-посадочной полосы. Так что если вы не умеете летать, то пятьсот метров плавно превращаются в пять-шесть километров. Проверял по GPS-навигатору. Короче, пешком не дойдёшь.

    3) На метро до конечной станции Anagnina, далее на автобусе до аэропорта. На этом варианте мы и остановились.

    Дошли пешком до вокзала Termini, сели на метро. Станция Cavour была чуть ближе, но это другая ветка, ехать пришлось бы с пересадкой - лишнее время, особенно учитывая тот факт, что поезда ходят не слишком часто.

    Долго едем на метро, начинаем ощущать, что уже слегка опаздываем. Пока доехали до конечной станции, уж и регистрация на самолёт началась.

    Вылетаем из метро, озираемся, пристаём к местным жителям - они указывают в какую сторону бежать. К каждому автобусу - отдельный выход, с указанием куда маршрут, так что автобус находится быстро... Если с самого начала не побежишь в противоположную сторону.

    Автобус как раз загружается, к нему стоит небольшая очередь. Загружается, загружается... Втискиваемся, после нас влезает ещё человека три - и автобус заканчивается. Т.е. не только сидеть негде, но и стоять. Битком, как селёдки. Порадовались что так быстро погрузились, поехали.

    Ехал автобус небыстро, с приличным количеством промежуточных остановок. Машин много, но в пробках нигде не застревали. Кто-то выходил, кто-то входил, автобус по-прежнему битком. Подъезжаем к ж/д станции Ciampino и видим на остановке человека, который вышел из нашей гостиницы одновременно с нами и, судя по всему, поехал в аэропорт на электричке. Ну, молодой сильный путешественник - он в автобус-таки влез. А большинство других так и осталось стоять на остановке. К вопросу о вреде использования электричек...

    В аэропорт мы приехали за полчаса до окончания регистрации. И, к своему удивлению, уткнулись в длиннющую очередь на наш Check-In. За десять минут до окончания регистрации зарегистрировались. При этом в тот момент регистрировали только тех, кто был без багажа (не считая ручной клади. По каким-то причинам транспортёр не увозил от стоек чемоданы, соответственно регистрировать народ с багажом девочки из Ryanair не могли. Стало понятно, что рейс немного задержится - хвост за нами был ещё приличный, закрывать же вовремя регистрацию в такой ситуации явно не будут.

    Очередь на "безопасность" тоже весьма впечатляла, но шла быстро, так что вскоре мы уже стояли в очереди к нашему гейту.

    Вылет по расписанию - 8:20, прибытие во Франкфурт - 10:15 (два часа лёту). Окончание регистрации на рейс из Франкфурта до Тампере - 12:15 (вылет - 12:55). Т.е. запас времени - два часа, опаздываешь больше чем на два часа - ночуешь в Германии.

    Наш рейс откладывали трижды. Сначала до 8:45 (что, в общем-то, было ожидаемо), потом до 9:05, потом до 10:05. Как несложно догадаться, когда его отложили до 10:05, нам стало нехорошо, т.к. от нашего запаса времени оставалось 15 минут, за которые надо успеть выбраться из самолёта и добежать до следующего Check-In. Начали прикидывать, что делать в случае, если не успеем...

    Бардак крепчал. Самолёты садились один за другим, а вот вылета не давали никому - и у всех самолётов, которые должны были вылететь с 8 до 10, время вылета было перенесено примерно на 10:05, что не улучшало нашего настроения - ежу понятно, что даже если аэропорт откроют, вылететь одновременно семь-восемь самолётов не смогут - хотя бы минутный интервал, наверное, между взлётами должен быть, а у нас уже каждая минута на счету.

    У каждого гейта - своё отдельное табло. На табло высвечивается не только тот рейс, на который сейчас посадка, но и несколько следующих - эдакая "очередь". Примерно в 9 утра наш рейс с первого места переносится на второе, на его место ставится рейс на Берлин. Соответственно, наша стройная очередь на посадку распадается, выстраивается "берлинская".

    Время от времени звучат какие-то объявления по аэропорту - как по-итальянски, так и по-английски, но понять совершенно ничего не возможно. Грустим.

    Примерно в 9:40 начинается посадка на один из рейсов. Чуть позже - на наш. При этом на табло по-прежнему горит Берлин, соответственно ни о какой очереди речи нет - образуется небольшая толпа.

    Взлетели мы примерно в 10:05 - 10:10 - ещё довольно долго стояли у полосы, ждали очереди на взлёт, наверное. Удалось занять места почти у самого выхода из самолёта (у Ryanair билеты к местам не привязаны), что давало надежду выйти из него одними из первых. Когда уже сидели в самолёте, пилот извинился за задержку и сказал что связана она, вроде бы, с тем, что кто-то пытался пронести на один из самолётов какую-то жидкость.

    Франкфурт, приземляемся, трап подъезжает быстро, двери открываются, до аэропорта - пробежать сотню метров, но... Нельзя бежать впереди девушки, которая ведёт толпу пассажиров к аэропорту. А если даже и можно было бы - как ты войдёшь внутрь, не зная кода для открывания дверей? Подпрыгиваем от нетерпения рядом с девушкой, в очередной раз радуясь, что летим без багажа.

    Мы успели. Мы прибежали на Check-In за 7 минут до окончания регистрации, чуть не вышибив по дороге какие-то неторопливые автоматически раскрывающиеся двери. На Check-In - ни одного пассажира. Сидят двое сотрудников Ryanair, улыбаются. "Чтот-то вы поздноват-то", - говорят. - "Спокойно, всё хорошо, не нервничайте, вы успели". Через пару минут подходит ещё одна пассажирка. "Вы тоже с римского рейса"? "Нет, я просто опаздываю".

    Дальше было неинтересно. В Тампере приземлились по расписанию, машина была на месте, в очередном финском супермаркете моя куртка снова начала вопить. А ещё я забыл загрузить в навигатор кусочек карты Финляндии, что удлиннило наш путь на пару десятков километров. Но это всё мелочи. Глубоко ночью, как и планировали, мы были дома.

    Георгий (Юра) Киселев

  • Ранее: Впервые в Финляндии
  • Ранее: Десятидневное путешествие по Турции на автомобиле
  • Ранее: В Каир на общественном транспорте и другие приключения
  • Ранее: Большой отчет о поездке в Тунис
  • Ранее: Маленький отчет о поездке в Египет


  • © 2003-2006 Helpix
    Добавить в Избранное
    Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 SpyLOG ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru