Helpix. Путешествия
Добавить в Избранное
Расскажи о своем телефоне и выиграй наши призы.
( )
 

Большой отчет о поездке в Тунис


11/11/2005

Вместо предисловия

Любой тунисец всегда с радостью объяснит вам куда вам идти. В хорошем смысле этого слова. Т.е. если не знаете где какой-либо музей или станция луажей - спрашивайте смело. (Лучше на французском языке, само собой...) Проблема только в одном... В Тунисе считается неправильным (неприличным?) чего-либо не знать. Или (кстати, сейчас мне данный вариант кажется более близким к истине) считается неправильным не помочь человеку. Поэтому дорогу-то вам укажут с гарантией. Но вот куда она приведет... Впрочем, не всё так плохо. Во-первых, тот, кого вы спрашиваете, вполне может действительно знать в какую сторону вам двигаться. Во-вторых, несколько раз мы встречались с ситуацией, когда человек брал нас за руку и вел к другому человеку, который, как он считал, должен знать ответ на вопрос. В-третьих, ничто не мешает опросить семь-восемь человек и вычислить среднестатистическое направление.

Вообще, если кто плохо знаком с географией, Тунис - это такая страна на севере АФрики, немного левее и чуть северне Египта. На берегу Средиземного моря. С милым, исключительно арабским, весьма франкоговорящим населением.

Мы провели там несколько неплохих дней (22 сентября - 2 октября 2005 года) в качестве достаточно обычных, но изрядно непоседливых туристов.

Ездили втроем. Мы с Таней и Танина подруга Света. Турпутевка обошлась в примерно $600 на человека. Дополнительно мы с Таней потратили $380. Плюс еще $240 ($120 на человека) - на экскурсию в Сахару.

22 сентября, четверг. День отлета/прилета

Путешествие началось с мелких обломов.

Стартовали мы из Москвы. То ли ранним утром, то ли поздним вечером. Подъем - в 3.40. Чай, такси. Сумасшедший таксист, гнавший по МКАД со скоростью до 180 км/час включительно. Ощущения, должен сказать, достаточно острые. Плюс доставка обошлась в 850 рублей вместо обещанных диспетчером 750. Но разбираться после такого путешествия было откровенно вломы. Довез - уже хорошо.

Благодаря таксисту, в аэропорту оказались минут за 45 до назначенного времени встречи с представителем туркомпании "Савекс".

Когда пришел представитель туркомпании, сказать сложно. Он, в отличие от всех остальных, не сел за один столиков, за которыми сидели представители других туроператоров, а скромно встал с табличкой в руках неподалеку. Причем таким образом, что с того места где мы стояли, увидеть его было затруднительно. Ну да ладно - встретились - и хорошо. Принес билеты - еще лучше. Проверять номера паспортов и ФИО на билетах смысла нет - всё равно исправить уже ничего нельзя.

Следующий облом - обратные билеты - авиакомпанией "Сибирь", хотя мы активно боролись за то, чтобы лететь Вим-Авиа. Ну да, туда мы летим именно Вимом... Но опять же - спорить уже не о чем и не с кем. Зато любому ежу понятно, что в Савекс мы более никогда не обратимся.

Взлетели, летим. Небольшой Боинг. Полупустой. Располагаюсь на свободном ряду ближе к хвосту у окна и время от времени фотографирую облака и появляющуюся в просветах землю. Не успеваю сделать и сотни кадров - как появляется стюардесса и заявляет что фотографировать нельзя. Обидно. Внизу как раз показался Неаполь, почти не скрытый облаками.

В аэропорту города Монастир - тишина и спокойствие. Народу - никого. Так что паспортный контроль прошли мгновенно. Попытались найти кто и где должен продать нам визу - не нашли. Ну и ладно. Сэкономили чуть денег.

До отеля (километров 35 от аэропорта) довезли очень быстро и качественно. Сначала от аэропорта до города Сусс, через город (показали стену медины города), далее - до отеля. Автобус средних размеров, народу в нем немного. Заезжали всего в три или четыре гостиницы. Наша - El Mouradi Palm Marina - самая дальняя.

Встречающий - русский, совсем молодой человек. Зовут Антоном. Представитель встречающей компании Nouvelle Trans. Кратенько рассказывает про реалии местной жизни, описывает то, что мы видим за окном.

Заселяемся в гостиницу. Подробнее об отеле, пляже, море. Пляжные и отельные фотографии (28 шт.)

Заселились. Искупались в Средиземном море. Пошли гулять. Дошли до Порт Эль Кантауи. (Порт Эль Кантауи - туристическое местечко в паре километров от нашего отеля. Кафешки, магазины, отели, развлечения всякие, порт с яхтами. Приятное местечко для желающих побродить). Побродили немного там. Почувствовали приближение чувства голода, решили перекусить. Нашли рекомендованную Антоном кафешку под названием "Опера". Особого восторга еда не вызвала, хотя заказанный мной блин с сыром был вполне съедобным. Попробовали знаменитый местный зеленый чай с кедровыми орешками. Мне, в принципе, понравилось. Только порция маловата, да температуру бы повыше - не люблю тёплые напитки. Таня же со Светой оказались откровенно разочарованными. Как чаем, так и едой. Чай очень сладкий, кстати. Орешки - местные, не сибирские :)

В шесть вечера - встреча с другим представителем принимающей стороны, Константином. По его словам, он живет и работает в Тунисе уже восемь лет. Женат (жена тоже русская), недавно родился ребенок. Очень мило и неспешно поболтали. Отвечал на вопросы и совершенно не стремился втюхать какие-либо экскурсии. Захотите поехать - замечательно. Нет - с удовольствием отвечу на все ваши вопросы и вообще поговорю за жизнь. Приятно. Решили что, скорее всего, поедем через принимающую сторону в двудневное путешествие по Сарахе. Впрочем, с принятием решения можно не спешить.

23 сентября, пятница. Сусс

Фотографии этого дня (25 шт.)

С утра поехали в Сусс.

Кто-то из представителей встречающей стороны упомянул что до Сусса можно добраться на автобусе номер 12-18. Вот его-то мы и поймали. Да, автобус имеет именно такой странный номер. 12-18 - прям так на нем и написано. Еще неподалеку от отеля ходил автобус номер 12, но на нем нам так прокатиться и не довелось.

Стоимость проезда - 630 миллимов с человека. Для сравнения стоимость такси - около 5 динаров. Правда не с человека, а с машины. Ходит автобус весьма быстро. Его конечная остановка - как раз около медины. Вроде как между автобусами минут 20-30. Как правило в автобусах достаточно свободно, давки нет. Один раз (с утра) пришлось постоять.

Маленькая справка. Местная валюта - динар. В одном динаре тысяча миллимов. Стоит динар чуть меньше доллара. Рублей 25.

Вышли около медины (так называются старые, окруженные стенами части восточных городов; свои медины есть почти во всех городах Туниса, редкое исключение, про которое нам рассказали - это Габес - город был полностью разрушен и от старой части совсем ничего не осталось).

Долго гуляли по медине, по ее улочкам. Симпатичные узкие улочки, много туристов, много местных. Есть и достаточно пустынные места. Как оказалось, во многих домах внутри медины живут. Масса спутниковых тарелок. Посетили два музея. Один - с мозаиками всякими (археологический, кажется). На мой взгляд - достаточно так себе. Можно и не заходить.


Узкие улочки медины Сусса

Второй музей - куда более интересный и к просмотру рекомендуемый. Дар Эссид, "жилище знатного жителя". Взяли домик, в котором люди обитали вплоть до недавнего времени (даже фотографии последних обитателей есть) и сделали из него музей. Весьма занятно. На входе дают краткий путеводитель на русском языке (см. фото). Можно подняться по узкой лесенке на башню, с которой шикарный вид на окрестности. Из экспонатов особенно порадовал древнеримский писсуар (см. фото). Да и вообще побродить там было чрезвычайно любопытно.

Облазали местный рибат. Рибат - это крепость. Есть во многих мединах. Мы вообще стремились облазать всё что только можно, особенно если в процессе можно забраться куда повыше. Рибат Сусса также более чем достоин того, чтобы его посетить.

По-моему впервые в жизни увидел живого хамелеона. На воле мы их в Тунисе ни разу не видели, а вот у торговцев они встречаются. Судя по всему, иногда они исполняют роль домашних животных. Руки у хамелеонов забавные.

Когда топали обратно, очень порадовались что отель наш не непосредственно в Суссе. В черте города многие отели первой линии отгорожены от моря оживленной дорогой. Т.е. море, пляж, дорога, отель. На мой взгляд, не лучшее решение с точки зрения желающих отдохнуть на пляже.

Вечером отправились в местное интернет кафе... Грустная история про тунисский интернет.

24 сентября, суббота. Самостоятельная поездка в Тунис/Карфаген/Сиди-Бу-Саид

Фотографии этого дня (19 шт.)

По данному маршруту народ возят на стандартные экскурсии. На больших комфортабельных туристических автобусах. Но нам захотелось чуть большей самостоятельности и свободы. В итоге, увидели мы меньше чем могли бы, но разочарованы отнюдь не были.

Встали в семь часов. На самом деле, надо было вставать раньше. Встали бы в шесть (а завтраком в отеле кормят именно с шести) - получили бы лишний час на осмотр достопримечательностей.

Поймали такси, попросили довезти до станции луажей. Луаж - это такая местная маршрутка, которая ездит между городами. Характерная отличительная черта - красная полоса по борту. Система с луажами следующая: В городах существуют специальные места - станции. Оттуда маршрутки отправляются. Отправляются они по мере заполнения, т.е. сесть в луаж можно только на станции, ловить его по пути следования бесполезно. Заканчивают луажи свои маршруты на соответствующих станциях в других городах. Естественно, выходить можно не только на конечной остановке, но и в любом месте по маршруту. Правда, независимо от того, проедешь ли ты весь путь или лишь десятую его часть, цена поездки останется неизменной.

Говорят, в некоторых городах станций луажей несколько. И в том же Суссе их две. Одна - основная - куда нас и привезли. Плюс где-то в другом конце города (город весьма длинный) еще одна. Впрочем, со "второстепенными" станциями нам сталкиваться не приходилось.

На станции нас немедленно отловил водитель и заволок в свою машину. Цену он назвал в 7 динар с человека. Есть у меня подозрение, что реально она несколько меньше, в районе пяти. Но спорить тогда мы не стали.

Туристы в луажах - не слишком частые гости. Но попадаются, попадаются. Вообще же транспорт удобный и к использованию рекомендуется.

От Сусса до Туниса 155 километров. Путешествие прошло шустро, с ветерком. Большая часть пути пролегала по единственной местной автостраде. Причем платной. Две полосы в каждую сторону, хороший асфальт, высокая скорость.

С дорогами в Тунисе порядок. Они есть, они не слишком забиты транспортом, качество асфальта хорошее. Водители аккуратные. Мы оч-чень много поколесили по стране. И не видели ни одной (!) аварии. Помятых машин... По-моему, видели только одну. Аккуратность и вежливость водителей также оставляет самое приятное впечатление. Так что не верьте сказкам про горячих тунисских водителей. По сравнению с тем что творится у нас на дорогах там просто рай. Хотя правила, конечно, бывает, нарушают... Да и в разделительной полосе на автомагистрали я разглядел пару характерных крупных вмятин...

Раз уж я заговорил о дорогах, поговорю о них еще немного.

Основная трудность при передвижении между городами - большое количество медленных машин. Грузовики, груженые кирпичами, пикапчики с арбузами, просто люди, которые никуда не торопятся. Дороги же в целом к обгонам не слишком располагают. Как правило это по одной полосе в каждую сторону, много участков, запрещенных для обгона, приличное количество встречных машин. А обгоняют местные водители в основном осторожно. Поэтому станартная схема езды следующая: Едешь - упираешься в хвост из трех-пяти машин, следующих за кем-то медленным. Ждешь пока все они его не торопясь обгонят и умчатся в светлую даль, обгоняешь сам - и вскоре догоняешь те же машины у следующего медленного грузовика.

Еще не могу не отметить круговые перекрестки. Их в Тунисе очень много. Как в городах, так и между ними. Стандартная схема перечечения двух дорог - это маленькая площадь с круговым движением. При этом всегда (подчеркиваю - всегда) тот, кто движется по кругу, имеет преимущество. Как следствие - если уж ты въехал на перекресток, ты на нем уже не застрянешь, выедешь обязательно, т.к. пропускать тебе уже никого не надо. На мой взгляд - весьма удобная схема.

Приехали в Тунис, пораспрашивали водителя как нам попасть на вокзал. Тот поразмахивал руками, потом поймал какого-то местного старичка и велел нам идти за ним. Пошли. Шли достаточно долго. Старичок, как выяснилось, ни на одном известном нам языке не разговаривал. В конце концов пришли куда-то... Вокзал. Но явно не тот, с которого можно добраться до Карфагена. Погрустили, пошли дальше. В конце концов дошли до местного заведения по туризму (где туристов направляют в нужных направлениях, помогают с картами, разыскивают потерявшихся и т.д.) Там нам выдали нормальную карту столицы, отметили на ней место, откуда отправляются поезда в сторону Карфагена. Заодно отметили станцию луажей, куда нам надо было попасть часов желательно не позже шести, чтобы с гарантией уехать обратно в Сусс (луажи, вроде, ходят не круглосуточно).

Всё оказалось достаточно близко, так что мы радостно потопали в сторону поезда. Пришли на вокзал местного метро, купили билеты до Карфагена, сели, поехали. Поезда ходят раз в 12 минут. Народу - достаточно приличное количество. До первой остановки - весьма далеко, дорога проходит по дамбе, вид из окон весьма красив. Далее - остановки следуют одна за другой очень часто.

Доехали до Карфагена. Очень симпатичное местечко. Эдакий крайне зеленый пригород Туниса. Аккуратненький. Но древностей там сохранилось немного. Разрушали его в своё время явно капитально.

Попытались дойти до моря, но проход к морю оказался закрыт. Говорят, из-за того, что в окрестностях имеется президентский дворец.

Пошли по стандартному туристичесому маршруту в Термы Антонина. Погуляли там. Достаточно симпатичные такие развалинки. Но как-то не особо впечатлило. Потом дошли до местного амфитеатра. Солидно, но, конечно, тому, который мы позже видели в Эль Джеме, и в подметки не годится. Зато входной бидет - тот же, что и на вход в Термы.

Далее солидно поплутали. Видели какие-то неидентифицируемые развалины. Потом - место, где явно ведутся раскопки (и то, и другое для посещения было закрыто). Далее вышли к музею. Вообще-то мы думали, что музей, который будет в Карфагене - и есть тот самый знаменитый музей Бардо, крупнейший музей Африки, славящийся своими мозаиками. Фигушки, перепутали. Музей Бардо, как мы выяснили, где-то с другой стороны города Тунис. Как это ни печально, но туда мы уже явно не успевали... В карфагенском же музее смотреть особо нечего. Ну вот только что вид на окрестности оттуда хороший. Впрочем, с видами в Тунисе вообще всё в порядке.

Возвращаемся к поезду. Три малюсеньких остановки - Сиди Бу Саид. Городок, раскрашенный в белый и голубой цвета. Вверх, вверх, вверх, по пешеходной улочке. Сначала - густая толпа туристов, огромное количество сувенирных лавок. Потом, в какой-то момент, толпа резко редеет. Причина, кстати, проста до безумия. Туристов завозят туда на автобусах и дают минут 30-40 свободного времени на погулять. Далеко не уйдешь, особенно если увлечься лавками. Мы же там гуляли часа полтора-два.

Вот и наверху. Кафешка с восхитительным видом на залив. Чуть остановиться, отдохнуть. Ноги уже давно гудяят. Выпить чаю. Еще чуть выше. Мыс. Жаль, нет времени вволю полазать и спуститься вниз.

Вниз-вниз-вниз, обратно на поезд. На входе на платформу местный билетер участливо интересуется всё ли у нас в порядке, не потерялись ли мы, не отбились ли от группы.

Снова город Тунис. От вокзала идём по большой улице. Она упирается в медину Туниса. Ныряем в какую-то узенькую щель между домами - и оказываемся в медине.


Да, да. Вот это и есть вход в медину. Подозреваю, что не самый парадный, но вполне функциональный.

Очень узенькие, местами крытые крышей улочки, базар, множество людей. Жаль, приходится идти быстро. Местечко явно заслуживает того, чтобы идти не торопясь, наслаждаясь атмосферой.

Ориентируемся на местности - вперед, к месту, обозначенному на карте как станция луажей. Облом... Луажей нет. Точнее, это не станция луажей. Тут живут не луажи, а обычные автобусы. Беседа с местным полицейским. Как найти станцию? Взять такси, тут недалеко. А не покажете ли на карте где она? О, вы не можете взять такси? Нет-нет, всё в порядке, просто интересно. Долгое разглядывание карты. Примерно показывает место.

Вспоминая недобными словами тётю из турбюро, ловим такси. Поездка недолгая и дешевая - меньше одного динара. А пешком бы пришлось пилить изрядно...

Луаж. Домой. Пытаюсь сфотографировать указатель на Громбалию, но выходит плохо. Уже смеркается.

Из давно забытых детских стихов.

"Они приплыли невзначай
В Громбулианский славный край
И там на золотом песке
Играют мирно в бильбоке."

Теперь я знаю, где она, эта Громбулия/Громбалия. И даже могу догадаться почему надо было плыть именно туда...

25 сентября, воскресенье. Самостоятельная поездка в Монастир

Фотографии этого дня (23 шт.)

Едем в Монастир, на родину первого (ныне покойного) президента Туниса Хабиба Бургибы. Из достопримечательностей к осмотру намечены мавзолей Бургибы и местный рибат.

До медины Сусса - на автобусе. Далее - немножко пешком - и мы на месте отправления поездов в сторону Монастира-Махдии. Это не поезда дальнего следования, а что-то типа метро на Карфаген из Туниса. Ехать не очень долго, минут тридцать. По дороге проезжаем знакомый аэропорт, остановка поезда - прямо около него, видны хвосты самолетов. Очень порадовали таблички на всех остановках, указывающие в какой стороне, собственно говоря, Сусс, а в какой - Монастир.

По бокам - озера. Говорят, через несколько недель сюда прилетят фламинго...

Приехали. Медина Монастира совсем недалеко от вокзала. Она красива, просторна и скучна. Говорят, Бургиба вкладывал в свой родной город порядка 10% от бюджета страны. В принципе, да, это чувствуется.


Два таких "паука" расположены неподалеку от мавзолея. Вам они ничего не напоминают?

Мавзолей... Богато, ничего не скажешь. Но вряд ли интересно. Можно ли войти внутрь мы так и не поняли. Но, по правде говоря, не хотелось...

Народу немного. Вообще Монастир производит впечатление какого-то немноголюдного города. Даже в медине народу не слишком много. Туристы вообще незаметны. Экскурсии, судя по всему, сюда не возят. (Или возят, но не по воскресеньям?) А те туристы, кто обитает в местных отелях, по-видимому, все эти достопримечательности видали в... В общем, видали уже.

Рибат расположен на берегу моря. Между ним и пляжем - дорога. В поисках входа рибат неспешно обходится кругом.

Мда. Есть где полазать от души. Лесенки, башенки, коридорчики. И народу никого. С башни - отличный вид на окрестности. Описывать словами всё это достаточно сложно. Место однозначно рекомендуемое для посещения. Если, конечно, вас занесет в Монастир. По крайней мере, рибат Сусса куда менее интересен.

Жалеем что не взяли с собой купальники. От рибата до пляжа - несколько метров.

Небольшой музей прямо внутри рибата. Ничего особо интересного, но хороший повод побыть немного в тени, день очень яркий.

Гуляем по набережной, немного, километра по два туда и обратно. Останавливаемся в каком-то ресторанчике с видом на море. Света обедает, я пью чай с мороженым. Несмотря на яркий и жаркий дено, откровенно прохладно. Тень и ветер.

Заруливаем в порт, любуемся на яхты. Топаем обратно на вокзал.

26 сентября, понедельник. Долгая прогулка

Фотографии этого дня (5 шт.)

С утра немного валяемся на пляже. Таня - так прямо с ноутбуком, работать пытается. Потом берем ноутбук и отправляемся в Сусс. Гуляем по медине. Потом отправляемся искать интернет... Приключения по поиску правильного интернет-кафе описаны тут.

Света в какой-то момент от нас отделяется и уезжает обратно в отель. Что позволяет нам устроить основательную прогулку по солнцепеку, километров на 10, наверное, если не больше. Дошли пешком от медины Сусса до Порта Кантауи. И не самым прямым маршрутом - по Суссу пришлось немного покрутиться. Дошли бы и до отеля, но на ужин успеть хотелось.

Приятно было осознавать что купленный рюкзак - рюкзак правильный. Помещенный в него ноутбук ходьбе не мешал.

Вечером отправляемся в Порт. Находим оч-чень полезный Магазин Женераль. В нём и только в нём можно купить местные пива-вина на вынос. В одном таком магазине мы уже были, в пятницу. Но винно-пивные отделы в Тунисе по пятницам закрыты.

Сидим у фонтана, пьём немножко пива.

27 сентября, вторник. Сахара, день первый

Фотографии этого дня (24 шт.)
Фотографии Колизея в Эль Джеме (32 шт., совместно с фотографиями от 29 сентября)

Отправляемся в двухдневное путешествие в Сахару. Едем вдвоём, Света решила остаться, позагорать на пляже. Ранний-ранний подъем. Ресторан уже открыт, но, увы, людей, ответственных за изготовление блинчиков и омлетов не видно... Приходится завтракать вареными яйцами, йогуртом, плюшками и сыром.

Т.к. наш отель самый дальний, автобус забирает нас первыми. В качестве бонуса нам достаются места в почти первом ряду, сразу за местом гида. Гида зовут Алина. Русский язык безупречен по причине русской национальности, подвешен неплохо... В целом, гид не самый худший, хотя ряд серьезных претензий к ней у нас во время поездки появился.

Автобус колесит по отелям, потом отправляется в Сусс, где забирает еще одну группу туристов. Автобус заполнен, трогаемся в путь.

С собой взяты ноутбук, фотоаппарат с двумя комплектами аккумуляторов, зарядка для аккумуляторов, купальники, три литра воды...

Пейзажи красивы, но достаточно однообразны. Опять традиционные оливковые деревья. Они тут повсюду. Уходят за горизонт стройными рядами.


Оливковая бесконечность

Первая остановка - городок Эль Джем. В нем расположен совершенно офигительный и отлично сохранившийся Колизей. По словам гида, он сохранился значительно лучше чем римский. Не знаю, римского не видел. В любом случае, побывать в Тунисе и не увидеть данный Колизей - однозначно глупо. Тем более, что добраться до него из любого курортного местечка - не проблема.

Говорят, он бы сохранился еще лучше, но был сильно попорчен в Мировую войну. В Первую или Вторую - показания расходятся. В любом случае - очень жаль.

Гид кратенько что-то рассказывает и отпускает лазать по Колизею. У нас час времени. Увы, для такого строения - это почти что ничто. Оббегать, конечно, можно, а вот получить кайф от осознания величественности и грандиозности постройки - вряд ли. По этой причине через пару дней в Эль Джем мы еще вернемся, благо от Сусса это не слишком далеко.

Опасные места Колизея, откуда можно свалиться, разумеется, ограждены всякими заборчиками. Но лазать где вздумается никто не мешает. Чем мы активно пользовались. Люди! Там действительно есть откуда свалиться! Так что если вздумаете последовать нашему примеру - будьте аккуратны!


Вот не надо так делать :)

Вбегаем в автобус когда гид уже вовсю ругается. Странно... Вроде минута в минуту.

Под завистливыми взглядами соседей сливаю содержимое фотоаппаратной флешки на ноутбук.

Перегон - остановка в "пиратском" поселке Махрес на кофе-брейк и посещение туалетов. Вдоль берега - забавные "изваяния", сделанные неизвестно из чего. Жаль, проезжаем их мельком и даже не сфотографировать толком.

Еще один длинный перегон. В поселках по обочинам дорог там и тут возвышаются небольшие пирамидки из симпатичных разноцветных канистр (см. фото). Гид объясняет, что это не некий неизвестный науке товар для туристов, а самый что ни на есть обыкновенный бензин. Контрабандный, правда. Из Ливии. В Тунисе цены на топливо очень высокие, вот народ в приграничных районах и развлекается. Почему власть именно на это конкретное нарушение законодательства никакого внимания не обращает, гиду неизвестно.

Въезжаем на территорию "троглодитов". Местная народность, живущая в домиках-норах. Насколько реально они там живут - сказать сложно. Такое впечатление, что нынче это дело поддерживается исключительно для привлечения туристов. Весьма красивая гористо-холмистая местность. Гид говорит, что где-то тут Лукас снимал кусочек своих Звездных Войн. Хотя, возможно, это нам в качестве утешения за то, что наш экскурсионный маршрут пролегает мимо местечка под названием Татуин (а вы думали Лукас название планеты сам придумал, да?)

Остановка на обед в "троглодитском берберийском отеле". Странный такой "отель". Для экстремалов. Как и дома троголодитов, выкопан прямо в земле. Обед невкусный.

После обеда - посещение жилища этих троголодитов. Неинтересно. Входишь в дверь типа хоббитской, проходишь во дворик. Из дворика - еще штук шесть-семь таких же дверей в комнаты, вырытые прямо в породе. В одном месте присутствуют норы "второго этажа". Из одного свешивается веревка. Таня залезает вовнутрь. Там пусто. Совсем. При этом следы отчетливо показывают что лазают по веревке часто. По-видимому, висит она там специально для того, чтобы у любопытных туристов была возможность поупражняться в лазании.

Следующий перегон. Проезжаем мимо оазиса. Любуемся висящими на деревьях гроздьями фиников, завернутыми в полиэтиленовые пакеты.

Приезжаем в Дуз. Местечко на краю Сахары. Здесь мы будем ночевать. Заселяемся в отель "El Mouradi Douz". Отель, кстати, очень приятный во всех отношениях. И номер, и завтрак-ужин. По всей территории отеля растут финиковые пальмы. Причем не декоративные, как в Суссе, а настоящие. И даже с традиционными полиэтиленовыми пакетами на гроздьях.

В отеле есть очень правильный бассейн. Во-первых, он открыт для желающих купаться круглосуточно. Во-вторых, говорят, вода в нём минеральная. Как и в кранах в отеле. Идем купаться, дабы иметь в будущем возможность сказать: "А мы купались в Сахаре!"

Бассейн имеет достаточно забавную форму. В середине - полуостровок, в одном месте соединенный с берегом. На полуостровке - финиковая пальма. Напротив места соединения полуострова с берегом - мостик, доходящий до берега. Красота, одним словом (cм. фото).

Вылезаем на полуостров, начинаем задумчиво разглядывать финики, колышущиеся прямо перед носом. Подходит абориген (из обслуживающего персонала) и внимательно разглядывает нас, разглядывающих финики. Потом срывает один из протягивает Тане. Таня интересуется - можно ли это есть. Вместо ответа абориген улыбается, засовывает финик себе в рот, съедает и призывает последовать его примеру. Дегустируем финики. Действительно, самые настоящие финики. Те, которые совсем гладкие - еще не спелые, а те, которые начали сморщиваться - уже даже очень ничего.

Я, на всякий случай, с немытыми финиками решаю не усердствовать, Таня же налегает на них достаточно основательно. Постепенно на островок начинают подтягиваться туристы из нашей группы. Интересуются по очереди "А действительно ли это можно есть?" В итоге, в течение вечера поедающий финики народ можно было увидеть во всех концах отеля.

В Египте весной, помнится, свежие финики были совсем иные - с зеленоватой мякотью. И, вместе с тем, вполне съедобные. Здесь же, в Тунисе, они светло-коричневые, но до тех пор, пока не начнут подсыхать, особой съедобностью не отличаются. Разные сорта?

После купания отправляемся немного пошляться. Выходим за ворота отеля... и обнаруживаем небольшую толпу старинных машин. Судя по надписям, участники автопробега Рим-Карфаген. Через несколько дней мы видели как этот автопробег проезжал мимо нашего отеля.

Приближается время очередного развлечения - поездки на верблюдах с целью встречи заката в пустыне Сахара.

Данная поездка считается обязательным атрибутом нашего двухдневного путешествия. Да и кто откажется поглазеть на настоящую Сахару, пусть это и стоит дополнительных... склероз... кажется, 20 динаров.

Но у меня, как известно, сильная аллергия на животных. Кошек, лошадей, собак... Проверять распространяется ли она и на верблюдов почему-то не хотелось. Как бы и без того впечатлений выше крыши. По этой причине данный вопрос был обсужден с нашим гидом. Я поинтересовался - какие могут быть варианты? Мне было сказано, что вместо верблюда можно ехать на маленькой повозочке, запряженной лошадью. На вопрос "А нельзя ли прогуляться пешком?" было отвечено - "Да вы что, далеко!" и еще что-то в том же духе. В итоге я решил ехать на лошадке. Это удовольствие стоило 15 динаров.

Близится закат. Собираемся в холле отеля. На нас надевают народные одежды бедуинов севера Африки - и мы отправляемся знакомиться с верблюдами и осликами.


Групповой побег из Синг-Синга...

Бедуины, отличающиеся от туристов отсутствием идиотских полосатых халатов, рассаживают народ по верблюдам. (Судя по отсутствию свалившихся, кататься на туристических верблюдах - дело нехитрое). Я отправляюсь в тележку.

Трогаемся в путь... В тележке тесно, неудобно и трясет. Через полторы минуты мне это надоедает, я вылезаю из тележки и дальше топаю пешком. С учетом того, что перед каждыми двумя-тремя верблюдами неспешно (!) и пешком (!) идет погонщик, опасность потеряться, отстать или устать отсутствует напрочь. Зачем деньги платил?

Выясняю, что ходить по песчаной Сахаре очень приятно. Песок чрезвычайно мелкий и мягкий. Никогда раньше не встречал ничего подобного. Разумеется, если залезть на бархан, получить полные сандали песку. Но он... не мешает практически. Так я и топал. Где по твердой поверхности, утоптанной верблюдами да машинами, где - по барханам.

В общем, если вы не одержимы страстным желанием покататься на верблюде, вполне можно сэкономить немножко денег и за поездку на верблюдах не платить. А просто прогуляться рядом с группой пешочком. А можно и не рядом с группой. Заблудитесь вряд ли. Правда, если не заплатите, вам не дадут национальный полосатый халат. Правда, страшно?

Несмотря на то, что пустыня изрядно истоптана и загажена (как верблюдами, так и туристами), прогуляться по ней нужно обязательно. Километр туда, километр обратно... Не устанете.

После возвращения из пустыни - ужин. Потом снова идем в бассейн, купаться. Вода красиво подсвечена. Очень необычно лежать на воде, смотреть на звезды и осознавать что буквально в нескольких метрах от тебя - барханы Сахары.

После купания еще раз идем на стоянку, поглазеть на старинные машины. На стоянке - ни души. Гуляем, фотографируем. Из темноты возникает абориген, задумчиво нас оглядывает и интересуется - а чего это мы тут делаем, не машины ли разглядываем? Получив утвердительный ответ, удовлетворенно кивает и удаляется.

28 сентября, среда. Второй день поездки в Сахару

Фотографии этого дня (24 шт.)


Ранний-ранний подъем, завтрак, автобус, в путь. Следующая остановка - соляная пустыня. Пока же еще темно и народ устраивается поудобнее, дабы досмотреть последние сны.

Светает. Автобус неспешно выбирается на длинную-длинную прямую дорогу, ведущую через ту самую соляную пустыню. Вдоль дороги местами насыпаны горки соли. А пустыня... А вместо пустыни - соляное озеро. Оказывается, накануне тут прошел дождик... Гид утверждает что для нее подобное развитие событий - сюрприз.


Вот тут мы должны были, если верить гиду, гулять по соляной пустыне. Интересно, чего здесь лодка делает? На горизонте - Атласские горы.

Помимо встречи восхода и прогулки по пустыне на этой остановке запланировано посещение лавок, торгующих "самыми лучшими в Тунисе финиками, а также оливковым мылом". Цены на финики, правда, повыше чем в России. А оливковое мыло до странности напоминает наше древнесоветское хозяйственное. Только зеленого цвета.

А еще в соляной пустыне мы встретили самый впечатляющий туалет всего Туниса. См. фото. Кстати, все туалеты Туниса, которые нам довелось посетить, были совершенно бесплатны.

Следующая остановка - большой финиковый оазис. Пока едем до него по дороге среди соляной пустыни, гид что-то рассказывает. В какой-то момент показывает в окно на какие-то столбы, торчащие из соляного озера. "Вот здесь проходила танковая дорога Роммеля".

Вдали, ближе к горизонту, виднеется автобус. "Это памятник русскому туристу", - сообщает гид. По ее словам, однажды, лет пять тому назад, новые русские туристы, хорошенько отдохнув в Дузе, дали водителю автобуса сто баксов и велели гнать в пустыню. Ну, он и погнал. Вот до этого места доехал. После чего колеса автобуса провалились под корку соли и он радостно сел на брюхо.

Оазис

В сам оазис нас везут на повозках, запряженных лошадками. По четыре человека на повозку. Стоимость - 6 динаров. Сэкономить не получится, даже и не думайте. Бегают эти лошадки, в отличие от вчерашних верблюдов, весьма быстро, бежать вслед за ними утомитесь.

Таня влезает на козлы рядом с возницей. (Рекомендации лучших собаководов. Отличный обзор плюс возможность пообщаться с умным человеком на французском языке).

Лошадки бодро топают сначала через городок, что построен рядышком с оазисом, потом - непосредственно по оазису. Поездка недолгая, неутомительная и забавная.

Зелень-зелень-зелень. Многоэтажная. Верхний этаж - финиковые пальмы, под ними - различные гранаты-бананы и прочие фиги. А еще хна. Гранаты можно купить. Бананы - фигушки. Как говорит гид, бананы здесь выращиваются "исключительно для внутреннего потребления".

Довозят до центра оазиса и выпускают побродить среди всей этой зелени. Что-то рассказывают. Демонстрируют местную достопримечательность - дедушку 82х лет, лазающего по финиковым пальмам. (Собирание фиников - процесс ручной. Влез на дерево, сорвал веточку килограмм на 20-40 - и бодренько слез с ней вниз).

Тане, как единственной из всей группы говорящей по-французски, дарят шикарный финиковый веник. Также Таня, разумеется, не может упустить случая и не полазать немного по финиковой пальме...

Красная ящерица

Следующее развлечение - покатушки на поезде "Красная Ящерица" по Атласским горам.

По горам проложена железная дорога. Недлинная, но действующая. От городка Метлауи до некоего места добычи фосфатов. По ней ходят самые настоящие товарные поезда, этими самыми фосфатами груженые. Один мы даже видели. А еще там ездит Красная Ящерица. Отреставрированный старинный французский поезд 19 века. Очень симпатичный поезд. Шесть вагонов. Все разные. Паровозик, правда, современный, ну да беда небольшая.

На самом деле, единственное, о чем я сожалел во время прогулки на данном поезде, что в нем не было вагона-платформы. Без крыши и стен. Дорога проходит по каньону и красота там неописуемая. Мы практически всё время проторчали на площадке между вагонами, оттуда всё-таки обзор получше был чем из вагонов. Тоннели, стены, ущелья...

В общем, нет слов. Одни эмоции. Самое красивое зрелище из всего что мы видели в Тунисе. И однозначно оправдывающее всю эту двухдневную поездку в Сахару. Жаль только что сделанные там фотографии не передают и пяти процентов того, что мы там увидели. Да, заснято именно оно. Но... Совершенно не смотрится, увы. Совершенно теряется впечатление простора, громадности, величественности...

Очень хотелось побродить там денек... Не спеша, никуда не торопясь. Но, увы, как обычно, программой не предусмотрено. Возможно ли подобное в индивидуальном порядке - не знаю. Может, и можно. Единственное что смущает - граница с Алжиром очень уж близко. Как в Тунисе обстоят дела с приграничными зонами - не знаю. Но какие-то варианты явно есть. С нами на Красной Ящерице ехала японская пара. Так вот, они (вместе с местным человеком, возможно, сопровождающим) остались на конечной остановке, где фосфаты добывают. Т.к. люди - явные туристы, а никакие не специалисты по фосфатам, можно предположить что это у них такой индивидуальный тур.

Компании Nouvelle Trans за Ящерицу огромный респект. Как я понял из множества прочитанных рассказов про Тунис, обычно народ вместо Ящерицы катают на джипах по пустыне. На джипах по пустыне не ездил, но не верю что это может быть лучше.

Кайруан

Последняя большая остановка - она же - самый большой облом всей поездки - Кайруан. Как утверждал наш гид, четвертая по значимости мусульманская святыня (после Мекки, Медины и Иерусалима). Правда, если верить Яндексу, у Кайруана есть один конкурент... Впрочем, неважно.

Как говорят путеводители, основных достопримечательностей в Кайруане две. Это Большая мечеть Сиди Окба и местные ковры. Типа чуть ли не лучшие в мире. И исключительно ручного производства. Разумеется, по чрезвычайно гуманным (особенно для туристов) ценам.

Подъезжаем к Кайруану. Гид рассказывает про мечеть. Говорит, что, мол, к сожалению, туда туристов не пускают. Но, по счастливому стечению обстоятельств, как раз рядом с мечетью расположен Дом Ковров. А на крыше Дом есть замечательная смотровая площадка. С которой мы посмотрим на мечеть, а потом пойдем закупаться коврами.

Таня интересуется возможностью посетить бассейны Аглабидов. Гид утверждает что их посетить тоже нельзя - не пускают.

Т.к. перспектива слушания лекции про ковры нас не прельщала и покупать ковры мы не собирались, пришлось немного помучить гида распросами на тему сколько времени мы можем шляться по городу пока остальные будут сладострастно покупать себе мохнатые сувениры. Гиду наша затея была явно не по вкусу, но в конце концов договорились что полчаса у нас есть.

Что можно сделать за полчаса в незнакомом городе? Ни-че-го. Мечеть - вот она, но закрыта. Вдали виднеются какие-то другие симпатичные сооружения, но дойти до них мы явно не успеем. Отправляемся в неспешный поход вокруг мечети. Не успеваем пройти и нескольких десятков метров, как к нам пристает местный житель. Он сообщает, что, к сожалению, сегодня мечеть уже закрыта и что если мы хотим попасть внутрь, то нам следует прийти сюда завтра с утра. А пока, если есть желание, мы можем подняться к нему в дом, у него оттуда хороший вид на мечеть...

Изучаем ворота мечети. На них вывешено расписание когда туда можно попасть... Увы, просто экскурсия построена так, что наш автобус попадает в Кайруан слишком поздно.

Обходим мечеть. Туристов не видно. Вся толпа тусуется около Дома Ковров и прилегающих к нему лавочек. Беседуем еще с одним местным жителем. Он объясняет нам дорогу к бассейнам. Разумеется они открыты, разумеется. Но, увы, дойти до них мы не успеем.

Мечеть построена с использованием большого количества колонн. Колонны не свои, стыренные из различных римских строений. Т.к. колонны все разные, видок у мечети местами несколько оригинальный.



Двухдневная экскурсия окончена. Стоит ли она затраченных на нее времени и денег? На мой взгляд, да. Сами бы мы не доехали ни до Красной Ящерицы, ни до Дуза. А посмотреть на каньон и пропустить сквозь пальцы пески Сахары - это не те ощущения, которыми следует пренебрегать.

29 сентября, четверг. Вторая поездка в Эль Джем

Фотографии этого дня (11 шт.)
Фотографии Колизея в Эль Джеме (32 шт., совместно с фотографиями от 27 сентября)

С одной стороны, вроде бы надо отдохнуть от поездки. С другой - не валяться же на пляже?

Отлавливаем в холле отеля Константина и ведем с ним долгую дружескую беседу, пытаясь понять, можно ли еще куда-то съездить. Выясняется что ехать-то особо и некуда. В столице уже были. Поездка по Тунисской Швейцарии, т.е. по северу страны? Дык она больше на дегустацию громбалианских вин заточена. В итоге сам же Константин говорит что нет - это нам неинтересно будет.

Распрашиваем Константина про Эль Джем. В частности, интересуемся тамошним музеем. Константин удивляется и спрашивает откуда мы взяли что там есть музей? Мол, мы уже пятые... Говорим, что из путеводителя. "Ох уж эти путеводители", - говорит Константин.

Решаем съездить в Эль Джем, дабы спокойно и без спешки полазать по Колизею. Да и Света там еще не была.

Такси, станция луажей... Выясняется, что, оказывается, у луажей есть билеты. Кто бы мог подумать. Касса представляет собой весьма забавное зрелище. Стандартное кассовое окошко, около которого толпится народ. Полукругом. Никакого подобия очереди. Всё вежливо, тихо, спокойно, но с непривычки ощущения довольно неуютные.

Пока луаж бодренько везет нас в Эль Джем, начинает идти дождь. Настоящий африканский дождь. Правда, быстро проходит.

Не успеваем мы дойти до касс колизея, как нас перехватывает местный житель из одной из кафешек, что расположены буквально под стенами этой махины. Он радостно сообщает нам, что по тем же билетам, по которым мы пойдем в колизей, можно пройти и в музей. Ну а если мы захотим выпить чаю или еще чего-нибудь - его кафе всегда к нашим услугам. Интересуемся а где, собственно говоря, музей. Человек показывает нам на достаточно стандартную указующую табличку, на которой написано "Музей". Табличка показывает на ведущую куда-то прочь от колизея улочку.

Колизей, как и позавчера, хорош чрезвычайно. Народу - почти никого. Неспеша и с наслаждением обходим его вдоль и поперек. Все-таки жесткие ограничения по времени, которые накладывают стандартные экскурсии, это огромное зло. С другой стороны, если бы весной на поход по Карнаку у нас был не один час, а, скажем, восемь, вряд ли бы у меня сохранилось желание туда когда-нибудь вернуться. А так оно пока есть.

Когда надоедает лазать по камням, отправляемся в музей. Идем-идем, идем-идем, идем-идем... Долго идем. Наверное, с километр. Указателей нет, музея нет. В конце концов не выдерживаем и спрашиваем в каком-то магазинчике - а правильно ли мы идем? Оказывается, что правильно. Просто не дошли еще. Осталось еще немного - во-он до того флага.

Музей очень хорош. И пустынен. Мозаики производят впечатление. Не знаю как насчет музея Бардо, но музей в Суссе явно отдыхает.

Вечером того же дня, после облома с интернетом, мы пили вкусное пиво в Golf Brau (4 динара кружка 0.5, нефильтрованное - чрезвычайно достойное). Потом в Порту снова лицезрели старинные машинки, которые день назад видели в Дузе. Потом Света отправилась на такси в отель (прихватив с собой ноутбук), а мы пошли туда же пешком.

После некоторых колебаний решили идти по пляжу.

Гулять ночью по полосе прибоя - на редкость приятное занятие. И народ под ногами не путается, и температура правильная. Не холодно и не жарко. Только вот ветер в ухо всё время залетает.



Т.к. большая часть побережья оккупирована отелями, то освещены пляжи неплохо. На мой вкус, так даже слишком ярко. Впрочем, попадаются и относительно темные места.

Дошли до пляжа нашего отеля. Подумали - а не выкупаться ли? Но решили сначала проверить открыта ли калитка (время уже было очень позднее). Оказалось что закрыта. Облом... Пришлось, не солоно купавши, топать в обход по городу, причем босиком. (Почему босиком? А вы попробуйте сполоснуть обе ноги от песка в сильном прибое). Единственное что радовало - отсутствие стекол на асфальте...

30 сентября, пятница. Махдия (или МахдИа, если по-местному)

Фотографии этого дня (14 шт.)

Встали поздно, позавтракали. Поймали белую машину с синей полосой. Оказалось - местная маршрутка. За 1 динар с человека доехали на ней прямо до станции луажей. У них там гнездо. Очень удобно, кстати. Направо посмотришь - гнездо машин с красными полосами, они между городами ездят. Налево взглянешь - синии полоски. Это местные. У меня сложилось впечатление, что местные маршрутки (равно как и луажи) ездят по строго определенным маршрутам. Жаль только что все надписи на них - исключительно на арабском языке. Так что кроме как через распросы выяснить в какую именно машину нужно садиться невозможно.

Купили билеты до Махдии (3.1 динара с человека). Сели, поехали. Доехали быстро.

Как оказалось, станция луажей в Махдии находится в достаточно неудобном месте. От нее до вокзала минут 20 пешком, причем по достаточно неприятной местности (пыль, автомастерские какие-то). И вообще вокзал значительно ближе к местным достопримечательностям.

Вышли из луажа. Карты нет. Пошли в направлении, которое показалось верным. Прошли немного - зашли в лавку, спросили куда и как идти. Нам объяснили что идти нам далеко и муторно и предложили подвезти. В итоге мы были бесплатно подвезены на джипе прямо к основной местной достопримечательности - форту. (Вторая достопримечательность - маяк - находится там же, но на него мы не забирались).

Сам по себе форт не слишком интересный, но вид с него совершенно шикарный. На мой вкус, даже лучше чем в Сиди-Бу-Саиде. Море - на 270 градусов. Из них 180 градусов - до горизонта. (Махдия расположена на мысе Африка, давшем, насколько я понимаю, название всему континенту. Или наоборот? Форт стоит практически на самом кончике мыса). В общем, нет у меня уверенности что стоит ехать в Махдию из-за одного этого вида, но если уж вы там оказались, не залесть наверх просто грешно.

В этот день в Махдии был базар. Пошлялись немного по нему. Не слишком впечатлило. Много самых обычных повседневных товаров типа сковородок, пемолюксов и т.д. Попадаются, конечно, и товары для туристов типа различной керамики. Даже иногда достаточно приятные.

Обнаружили местный музей, зашли туда. Судя по всему, посетители там бывают нечасто. По крайней мере в тот момент мы были единственными. Служители местные - сама любезность. Сначала позвали нас посмотреть местную золотую комнату (забавные монетки, золотые украшения). Потом показали дверь, за которой скрывался двор, из которого мы попали в очередную крепость - на Черные ворота. Полазали немного по ним. Не слишком интересно.

Обратно думали поехать на поезде (том самом, на котором мы ранее ехали до Монастира), но когда оказались на вокзале, выяснилось, что до поезда еще далеко. Так что потопали к луажам. Тут-то и выяснили что топать до них от вокзала те самые 20 минут по неприятной местности.

Луаж заполнился моментально. Доехали также достаточно бодро.

От станции луажей до гостиницы добирались тоже на маршрутке. Удобно, дешево и прямо от станции луажей. Плюс - та маршрутка, на которой мы оказались, ехала не через центр Сусса (что медленно, т.к. много машин и светофоров), а каким-то образом его обогнула. Так что получилось еще и весьма быстро.

Вечером помчались в Порт Эль Кантауи, в Генеральный Магазин - купить местного вина. Но выяснили, что по пятницам винный отдел не работает. По-видимому, в связи с местным выходным. С горя пошли гулять по Порту и пить пиво в Golf Brau (он же Brau House, но таксистам, если что, лучше говорить первый вариант).

На пути домой встретили настоящего богомола (см. фото).

01 октября, суббота. Странные местные жители

Фотографии этого дня (10 шт.)
Пляжные и отельные фотографии (28 шт.)

С утра два раза искупались, устроили на пляже большую фотосессию. Потом отправились по пляжу же в Порт Эль Кантауи. Должен сказать, что ночью гулять по пляжу приятнее. Хотя и днем ничего. И минимум не медленнее чем по дороге.

По дороге к нам привязался торговец, попытался продать нам местные головные повязки и еще какую-то фигню. Активными действиями убедил эти повязки померить (см. фото). Потом попытался убедить в том, что мы должны ему за фотографии два динара. Наивный...

Зашли в Генеральный Магазин. Купили две бутылки вина (в дорогу), пива (не в дорогу). Выпили по баночке теплого пива. Баночки маленькие, двести с чем-то грамм. А больше по горячему солнышку и не хочется.

В Порту встретили дядю с птичкой. Кажется, это был сокол. Очень красивая птичка. Провели с ней фотосессию. Но фотоаппарат взглюкнул (бывает у него такое, от старости, судя по всему) и все фотографии получились нерезкими. Таня мне этого до сих пор простить не может.

Поймали такси, доехали до Сусса. Такси оказалось не местным, а приехавшим из Монастира. Как мы поняли из объяснений водителя, вообще-то он нас возить не имеет права. Вот привез людей из Монастира - и должен тут же уезжать обратно. Мы вежливо сказали что можем быстренько покинуть его гостеприимный транспорт. Но он радостно убедил нас, что так делать не надо. И достаточно всего лишь аккуратно объезжать расположенные на дороге полицейские патрули. А где патрули расположены, они, Монастирские таксисты, знают хорошо.

В процессе поездки мы также узнали как отличать Монастирские такси от Суссовских. У Суссовских в номере (который на крыше каждого такси) цифры 09/01, а у Монастирских - 14/01.

Долго-долго бродили по торговому центру с фиксированными ценами. Купили очень забавную и приятную статуэтку кошки.

Кстати, в Тунисе очень много кошек, котов и котят. Увидеть семь-восемь штук одномоментно - не редкость. Правда пока поднимешь фотоаппарат, половина непременно успеет не спеша выйти из кадра. Собак же наоборот - крайне мало.

После торгового центра пошли в Медину, побродили там. Купили на местном рынке два граната по какой-то совсем смешной цене. Долго бродили-принценивались к сухой хариссе. Купили в двух местах по 100 грамм. Цена сбивается до 1 динара. В принципе, не исключаю, что можно и еще сбить, если постараться.

Забрели в последний из еще не посещенных музеев - музей Кобба (национальной одежды). Музей очень так себе. Посетить, конечно, можно, но вот динар за оплату права фотографирования мы потратили совершенно напрасно. Фотографировать (на наши вкусы) там нечего.

Встретили некоего странного дядю (представился археологом-реставратором). Он провел нас на могилу некоего местного святого. Достаточно странное место, которое самим ну никак не найти. Возникла было мысль, что это, быть может, такой способ зарабатывания денег (в конце было предложено отдать местной бабульке немного мелочи, которая, как было сказано, пойдет детям-сиротам). Но как-то не похоже. Слишом нетривиально и искренне как-то.

Дядя рассказывал странные вещи. Говорил что крайне неодобрительно относится к тому, что туристов органичивают в доступе к подобным местам. Что ислам - религия чрезвычайно открытая и ограничения в доступе куда бы то ни было - вопрос отнюдь не религиозный. Вообще могила произвела весьма странное и уважительное впечатление. Хочется сказать что "чувствовалась святость этого места". Хотя данные слова достаточно слабо описывают ощущения.

Вернулись в отель. С удивлением обнаружили на здании отеля здоровый транспарант "Коммерсанта". Того самого, с твердым знаком (см. фото).

В номере нашли письмо от принимающей стороны с инструкцией когда за нами приедет автобус. С удивлением обнаружили приписку что приходить надо по зимнему времени. Были в полной уверенности, что Тунис на зимнее время уже перешел. Но когда пошли пораньше поужинать, с удивлением наткнулись на закрытые двери ресторана. На ресепшене нам подтвердили. Да - часы перевели. Пришлось пойти немного погулять. Дошли до кафе, Таня заказала себе местный клубничный сок (стопроцентный). Говорит, не хуже чем в Египте.

После традиционно плотного ужина, взяли пиво и пошли гулять. По пляжу. В темноге. В Порт Эль Кантауи. Днем был достаточно сильный ветер, но к вечеру он стих. А волны еще остались. Поэтому идти было приятно, хотя временами и достаточно мокро (не всегда успевали вовремя отпрыгнуть от особо крупных волн).

Попробовал еще немного пофотографировать волны (в темноте). Безуспешно. Потом мимо пронесласть парочка лихих местных всадников, обдав нас песком из-под копыт. Потом встретили нескольких людей и одну лодку, по форме напоминавшую байдарку. Один из людей радостно объяснил нам (хоть его никто и не спрашивал), что он тут собирается плыть ловить рыбу. Что, мол, несмотря на то, что у берега сейчас волны еще очень немаленькие, чуть подальше всё спокойно.

Потом нашли уютненькое неосвещенное место с кучей лежаков от какого-то из отелей, решили выпить там пива. Открыли пиво, сидим, пьем. Почти немедленно вдали вырисовывается некий дядя и направляется к нам. Подходит, здоровается, садится рядом, представляется - мол, я - местное секьюрити, всё в порядке, сидите, пейте. Закуривает сигарету, предлагает закурить нам, чего-то говорит. Понять его, к сожалению, было сложно. Но, судя по всему, смысл сводился к тому, что мы тут, безусловно, можем сидеть сколько угодно. Но и он тогда тоже тут посидит. Вот если бы мы тут просто гуляли в ночи - тогда да, никаких проблем. А раз сидим... Проблем, конечно, тоже никаких, но он будет тут сидеть. Очень порадовался, что мы из России, сказал, что у него там дядя работает, на радостях от избытка чувств чмокнул меня в нос. В общем, на тихое и спокойное сидение на берегу моря рассчитывать тут было нечего, поэтому мы вежливо попрощались и отправились дальше.

Дошли до Порта. Сели на скамеечку с видом на яхты. Посидели, полюбовались. Решили выпить еще по баночке пива. Но не успели его достать - подошел местный житель с желанием пообщаться/излить душу. Оказалось, он тут (в Суссе) работает, родом же откуда-то издалека, а по жизни у него всё плохо. Работает строителем, получает мало, денег не хватает, друзей нет, жены нет, ребенка нет, перспектив нет, а ему уже целых 28 лет. И единственная отрада в жизни - с туристами пообщаться. Ну, пообщались немного, не доставая пива. Потом попрощались и пошли пешком домой. В смысле, в отель. Уже не по пляжу, просто по дороге. Пиво допивали на балкончике нашего номера.

В общем, в плане общения с местными жителями день оставил на редкость странное впечатление.

02 октября, воскресенье. День отлета.

Автобус должен был забрать нас из отеля в 16 часов. Освободить номер, по традиции, надо в полдень. Встали, пособирались, плотно позавтракали, пошли на пляж купаться-загорать-фотографироваться. Вернулись в номер. Без одной минуты двенадцать в дверь номера постучали и вежливо осведомились - а действительно ли мы сегодня уезжаем? И не забыли ли мы об этом?

С грустью обнаружил, что из моей коллекции местных монеток пропали три штуки максимального номинала. Одна пятидинарная и две однодинарных. То ли сами по ошибке в какой-то момент их выгребли и в ход пустили (маловероятно), то ли горничная решила, что это чаевые (хотя кто хранит чаевые в ящике стола?) В общем, было немножко неприятно. Впрочем, порывшись по карманам, я обнаружил, что могу коллекцию практически полностью восстановить из текущих запасов мелочи. Хотя одна из разновидностей однодинарных монеток, увы, нашлась лишь в весьма стертом виде.

В 12:30 освободили-таки номер, свалили вещи в районе холла и пошли обратно на пляж. (Получилось, кстати, что в последний день пребывания в Тунисе мы провели на пляже примерно столько же времени, сколько за все предыдущие). Гуляли по пляжу, собирали ракушки.

Ракушек мало. Т.е. на самом пляже их нет вообще - он чисто песчаный. Ракушки попадаются в полосе прибоя. Почему - не знаю. В последний день мы протопали по пляжу километр-другой вдаль от отелей в сторону Херглы (т.е.тв противоположную сторону от Эль Кантауи). После отелей начинаются различные домики. На пляжах местные ловят рыбу. Может, я, конечно, и не прав, но у меня сложилось впечатление, что им, как и всем настоящим рыбакам, более важен процесс. По крайней мере ни одной серьезной пойманной рыбки мы не видели. Большинство удочек - обычные донки. Небольшое свинцовое грузило, несколько поводков с небольшими крючками. Несколько раз видели охотников на более крупную дичь. Солидная, весомая приманка (размером с кулак), солидные же крючки. Один раз встретили на берегу человека (тоже явно из местных, не туриста) с ружьем для подводной охоты. Он явно готовился к заплыву.

Что-то я отвлекся от ракушек. Они достаточно обычные, симпатичные и мелкие. По моим детским воспоминаниям, на Азовском море водятся точно такие же. На пляжах возле отелей, такое впечатление, они подчистую выбраны туристами. В километре от отелей же их уже значительно больше. Но тоже - только в полосе прибоя. Так что сборка их - занятие не слишком быстрое.

Собрали полкило ракушек, последний раз искупались, оставили полотенца сохнуть на пляже и пошли в кафе "La Terasse" пообедать. Пообедали сандвичами с тунцом (вкусно). Быстро-быстро пошли в отель, бегом на пляж за полотенцами, переодеться - и в автобус. Хоть бегали и быстро, но всё равно опоздали, задержали отправление автобуса на одну минуту :)

Из нашего отеля на данном атобусе уезжали только мы трое. Всего же в него "набилось" человек семь. Автобус же самый обычный, большой, туристический, с кондиционерами и т.д.

Немножко покружили по отелям и благополучно доехали до аэропорта имени Хабиба Бургибы в городе Монастир. Гид кратко произнес наставительную речь в какую сторону двигаться, где без очереди поменять остатки местной валюты и т.д. Посадочные талоны получили вообще без очереди, на паспортный контроль постояли минут десять. Побродили по Дьюти Фри, купили бутылку местного знаменитого финикового ликера (40 градусов, между прочим). А тут и посадка на рейс началась. Вообще что очень понравилось - от момента запланированного выезда из отеля до момента запланированного отлета - всего два с половиной часа. Всё быстро, аккуратно и без задержек.

Быстренько погрузились в самолет... Аэробус А310... Я не знаю, какой мудак это придумал. Конструктор данной конкретной модели самолета? Или, быть может, это на всех самолетах так принято? Мой опыт полетов пока слишком мал чтобы делать какие-либо статистические выводы. Но вентиляция, пока самолет не взлетел, не работала. И было 3.1415926###ц как жарко. В самом Тунисе так жарко не было вообще ни разу. Сидишь - и тупо обмахиваешься инструкцией по безопасности полетов. Если просто сидеть неподвижно - немедленно начинает градом литься пот.

А тут еще взад-вперед по самолету члены экипажа с отвертками забегали... Как потом выяснилось (стюардесса сказала), была какая-то поломка и ее оперативно исправляли. В итоге вылет задержался примерно на час. И весь этот час одна половина самолета молча потела, вторая - интенсивно обмахивалась чем попало. Кстати, командир при взлете про поломку ничего не сказал. Сказал что-то типа "Извините, движение очень интенсивное". Ага. Интенсивное, конечно, но не до такой же степени.

Взлетели, в конце концов. Сразу стало значительно легче дышать. Хотя люди, которые приходили из носа самолета (там сиденья бизнес-класса) жаловались что, мол, у нас-то тут хорошо, а вот у них - духота жуткая. Полёт прошел нормально, спокойно и быстро (менее 4 часов). Одно только "но". Если бы моя машина издавала подобные явно посторонние звуки, я бы ее немедленно отправил в мастерскую и не забирал бы ее оттуда до тех пор, пока звуки не прекратились бы. И еще время от времени возникали какие-то периодические вибрации. Периодичность цикла - секунды три-четыре, наверное.

Как и на пути в Африку, по телевизорам показывали маршрут. Держали в курсе дела какие параллели, меридианы и с какой скоростью мы пролетаем. Скорость, кстати, порадовала. Если в начале пути она составляла без малого тысячу километров в час, то к концу плавно (именно плавно, по чуть-чуть в течение всего полета) снизилась примерно до 820. По-видимому, экипаж легонечно нажимал на тормоз, чтобы случайно не прилететь в Москву раньше им же самим объявленного времени.

Приземлились. Ночное такси, квартира Таниной бабушки, вокзал, поезд, Петербург. Конец отпуска. Кстати, никогда не думал что существуют на свете таксисты, ездящие ночью по МКАД со скоростью не более 105 км/ч. Оказывыется, существуют.

Эпилог

Понравилось? Понравилось. Поедем ли еще? Вряд ли... По крайней мере в ближайшие лет пять. Смотреть-то больше особо нечего. Да и надо же дать тунисцам время разобраться с интернетом...

Георгий (Юра) Киселев

Обсудить данную статью в форуме
Ранее: Маленький отчет о поездке в Египет


Оглавление

Большой отчет о поездке в Тунис
        Вместо предисловия
        22 сентября
        23 сентября
        24 сентября
        25 сентября
        26 сентября
        27 сентября
        28 сентября
        29 сентября
        30 сентября
        01 октября
        02 октября
        Эпилог
Интернет в Тунисе - это очень, очень печально...
Palm Marina - отель, пляж, море

Фотографии:
        23 сентября
        24 сентября
        25 сентября
        26 сентября
        27 сентября
        28 сентября
        29 сентября
        30 сентября
        01 октября
        Эль Джем
        Отель, пляж, море
© 2003-2006 Helpix
Добавить в Избранное
Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100 SpyLOG ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru